Видят ли нас умершие после смерти

Посмертная участь души

Что происходит с душой в загробном мире? И видят ли нас умершие после смерти? По православному учению человеческая природа имеет две составляющих: душу и тело. Тело состоит из физической материи. Поэтому оно подчиняется материальным законам, то есть смертно и подвержено разложению. Душа же имеет духовную, а не материальную сущность. Пока человек жив, она соединена с телом. Но в момент смерти душа покидает его. Она продолжает самостоятельное вечное существование в ином мире («Тайная жизнь души после телесной смерти»).

видят ли нас умершие после смерти
Видят ли нас умершие после смерти

Рай и ад

Загробное состояние души напрямую зависит от её духовного облика на момент разлучения с телом. Рай – это пребывание с Богом. Праведные души ещё в земной жизни стремились соединиться с Ним. И прилагали для этого усилия. То есть каялись и очищались от грехов, молились, участвовали в дарующих благодать церковных Таинствах. Поэтому смерть для праведников – это долгожданная встреча с Господом.

Ад – это отсутствие Бога. Это состояние грешных душ. В земной жизни они не искали Господа, не желали впускать Его в своё сердце. В таких душах укоренялась не Божественная благодать, а грехи и страсти. Грех – это нарушение человеком нравственного закона (заповедей), заложенного в него Богом. Это роковое отступление от праведной жизни. Грех искажает задуманное Творцом существование человеческой природы и отчуждает от Него душу. Страсть – зависимость от греха, болезнь души, которая полностью подчиняет себе грешника. Всевышний не может быть с человеком против его воли. Грешная душа ещё при жизни стала пленницей дьявола. После смерти она продолжает быть во власти тёмных сил.

«Отчуждивший себя от Бога во времени, стяжавший все богопротивные свойства, добровольно отвергший усвоение Богу, естественно отходит по кончине своей в страну, обреченную в жилище существ, отверженных Богом» (Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Том 4).

Душа обладает свободой воли и способностью к покаянию только до разлучения с телом. При жизни духовная и земная сущность человека составляют одно целое, поэтому он может нравственно меняться. Но после смерти он самостоятельно уже ничего не может сделать для своего спасения. Однако помочь умершему могут молитвы и добрые дела живых людей. Ведь Церковь Христова – это единый организм. Живое тело, состоящее как из живущих христиан, так и из усопших, пребывающих в ином мире. И физическая смерть не является преградой для их духовной связи. Ведь в основе этой связи – любовь и сострадание.

Первые 40 дней после смерти

В Православии нет утверждённых Церковью догматов, что происходит с душой непосредственно после смерти. На эти вопросы отвечает церковное Предание. Первые два дня после разлучения с телом душа свободна и остаётся на земле. Об этом говорится в труде «Последние времена по учению отцов Церкви». Она может посетить дорогие ей места. В этом заключается ответ, видят ли нас умершие после смерти.

В третий день душа возносится на Небеса и поклоняется Богу. Также ей показываются райские чертоги, где обрели покой и радость праведники.

На девятый день вновь совершается поклонение Господу, после чего душа перемещается в ад. Там она видит ужас пребывания без Бога и страдания грешников. На сороковой день душа в третий раз предстаёт перед Творцом. Над ней совершается частный предварительный суд. Он определит место пребывания души до Страшного Суда, который произойдет после Второго Пришествия Христа.

Частный суд связан с прохождением души через мытарства. То есть через испытания, которые выявляют, насколько в ней укоренились те или иные страсти. Человек даёт ответ за всю жизнь. «Обвинителями» выступают желающие заполучить душу злые духи. Ангелы же защищают её. Они указывают на добрые дела человека и не позволяют вменить ему в вину раскаянные грехи. Поэтому мытарства гораздо легче пройти тем, кто при жизни старался спасти свою душу. Учение о мытарствах было сформулировано в 5 веке в “Житии преподобного Василия Нового”. Это сочинение имеет апокрифический (неканонический) характер. Выраженное в нём учение о мытарствах является не догматическим утверждением.

К вопросу «слышат ли нас умершие?» следует подходить с духовной точки зрения. В прохождении мытарств и обретении Царства Небесного помогает церковное и домашнее молитвенное поминовение. А также творимые за упокой души добрые дела (например, милостыня). Если же душа находится в аду, поминовение облегчает её муки. По милости Бога молитвы даже могут способствовать оправданию грешника на Страшном Суде. «Мёртвым помогают приношения, совершаемые живыми» (Творения святого преподобного Ефрема Сирина).

Видят ли нас умершие после смерти

Видит ли душа умершего человека своих близких? Как уже было сказано, в первые дни после смерти душа вольна посещать любые земные места. Поэтому она может увидеть и своих близких. Известны многочисленные свидетельства этого от людей, которые вернулись с того света. Они видели окружающих и пытались общаться с ними. Но из-за невидимости и неосязаемости души это было безрезультатно.

Но возможно ли такое после прохождения душой частного суда? Протоиерей Андрей Ефанов отмечает, что святые души могут иметь попечение о своих живых близких. Например, у кого-то в роду может быть новомученик, который в раю молится за потомков. Таким образом, он духовно «видит» своих родных. К праведникам, причисленным к лику святых, обращаются христиане всего мира. Божьи угодники помогают доносить до Господа наши просьбы, а также, по Его воле, совершают чудеса. Грешные души, по словам протоиерея Андрея Ефанова, истощены и сами нуждаются в нашей молитвенной помощи.

Возможен ли контакт между душой усопшего и её живыми близкими? Схиархимандрит Плакида (Дезей) отмечает, это может случиться

«только с Божиего позволения. А все виды магического вызывания умерших всегда осуждались. Причем как Словом Божиим, так и христианским сознанием».

В Ветхом Завете сказано:

«Не должен находиться у тебя… прорицатель… чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор.18:10–12).

Итак, иногда по воле Бога души умерших могут вступать в видимое взаимодействие с живыми.

Примеры контактов душ умерших с живыми

Священник Александр Авдюгин, отвечая на вопрос «встречаются ли родственники после смерти?», рассказал о произошедших с его знакомыми событиях. Каждую ночь к ним являлся умерший отец по имени Григорий. Никто не мог понять причин этих «визитов». Но в настроении усопшего всякий раз чувствовалась печаль и тревога. Рассказчик выяснил, что отца отпевали, но в дальнейшем почти не поминали молитвенно. Дети умершего были невоцерковлёнными. Священник научил их молиться об упокоении души отца.

Вскоре после этого дети нашли в семейном фотоальбоме записку. Отец оставил её, ещё будучи живым, но уже предчувствуя скорую смерть. В записке он просит детей и внуков отпеть его. Но не как Григория, а по данному при Крещении имени Димитрий. По отцу совершили заупокойную службу с учётом его настоящего крестильного имени. Также дети и внуки стали регулярно поминать его в молитвах. После этого усопший перестал беспокоить родных своими приходами.

Священник Владимир Страхов рассказывает, могут ли мертвые помогать живым. Однажды после службы к нему в храм зашла старушка с просьбой причастить сына. Женщина дала его имя, фамилию и адрес проживания. Отец Владимир в этот же день со Святыми Дарами отправился к сыну старушки.

По указанному адресу жил студент. Его звали так же, как и указала старушка, но он очень удивился приходу священника. Выяснилось, что его мать давно умерла. Отец Владимир заметил в квартире парня портрет матери. Батюшка сразу узнал в нём приходившую в храм старушку. Сын был очень удивлён, но всё же согласился исповедоваться и причаститься. Он долго и искренне каялся в накопившихся за всю жизнь грехах. Затем юноша благоговейно принял Тело и Кровь Христовы.

Вскоре отцу Владимиру сообщили, что этот парень неожиданно скончался, и попросили отслужить по нему панихиду. Так покойная мать, по воле Бога, уберегла сына от смерти без покаяния и Причастия.

Молитвы об усопших

Короткая молитва об усопшем

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Молитва об усопшем до 40 дней

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго  новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Молитва об усопшем после 40 дней

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва об усопшем в год  со дня смерти

Из последования панихиды

Тропарь глас 8

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего (или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих), на Тя бо упование возложи (или о многих: возложиша), Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение

Молитва

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!

Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина.

Предыдущая запись Молитва о поступлении в ВУЗ — магия или просьба?
Следующая запись Святые Отцы – кто они и почему важны