Воскресение Христово — событие и значение

Православное понимания воскресения из мертвых

Православная Церковь верит в воскресение мертвых. А Воскресение Христово —  самый великий христианский праздник и основа христианской веры. Однако у некоторых эта вера вызывает недоумение. Как это вообще возможно, воскресение мертвых?

«Бог сотворил мир из ничего, создал все законы мироздания и привел их в действие, что есть для Него невозможного? Воскресение мертвых? Да ведь когда-то не было вообще никого — разве труднее воскресить, чем дать жизнь? И если я верю в чудо бытия человека как такового, в чудо сотворения мира, то и природа всех остальных чудес не является чем-то от этого принципиально отличной. В возможностях же Бога я совершенно уверен, поскольку Он есть Бог, творящий чудеса» (игумен Нектарий Морозов).

Воскресение Христово
Православная икона Воскресения Христова («Сошествие во ад»)

Догмат о всеобщем воскресении мертвых тесно связана с верой в Воскресение Христа. Согласно Православному Учению, при кончине видимого нами мира всех живших когда-либо людей ожидает воскресение. Бог восстановит нашу плоть из праха, после чего люди получат преображенные, одухотворенные и бессмертные тела.

Ещё в ветхозаветные времена существовала вера в Воскресение мертвых. Ведь Бог — это единственный Владыка жизни и смерти. Он

«умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (Первая Книга Царств, 2:6).

Ветхозаветный Иов говорил:

«Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Книга Иова, 19:25-26). 

А пророчество Исаии гласит:

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Книга пророка Исаии, 26:19). 

Воскресение Христа стало исполнением этой веры и надежд. И одновременно Пасхальное Чудо дает веру и надежду нам, людям Нового Завета.

«Как вначале из персти произошел человек силою и искусством всепремудрого и всесильного Господа, так и при конце настоящего века из пепла последует воскресение истлевшего тела, и восстанет человек оживотворенный и одушевленный, свергнувший с себя предшествовавшее тление и облеченный в Божественное нетление» (преподобный Нил Синайский, 5 век).

Воскресение Христово — победа над смертью

Но почему Православие утверждает именно Воскресение, а не воскрешение Христа? Воскресение Иисуса Христа — таинственное сверхъестественное событие возвращения Спасителя к жизни после Его распятия на Кресте, смерти и погребения. Совершено оно было Самим Богочеловеком, Сыном Божиим по Его воле и Его властью. О Своей власти над жизнью и смертью Спаситель говорил ещё при земной жизни (Евангелие от Иоанна, 11:25).

Во время проповеди Им воскрешались умершие. Например, дочь Иаира (Евангелие от Матфея, 9:18-19, 23-25), сын вдовы из города Наин (Евангелие от Луки, 7:11-15), друг Лазарь из селения Вифания (Евангелие от Иоанна, 11:1). Однако эти люди все равно оставались со временем подвластными смерти. Воскресение же Христа было совершенно другим. Иисуса воскресил не Кто-то извне, а Он сам Себя, своим могуществом.

«Смерть и воскресение Христа явилась победой над смертью в том смысле, что Он стал первым человеком, живущим вечно, Который уже никогда не умрет. Чтобы преодолеть власть смерти над греховным человеческим естеством, нужно, чтобы была явлена такая человеческая природа, которая была неподвластна действию смерти, будучи абсолютно безгрешной.

Христос в Себе явил такое чистое, безгрешное человеческое естество и ввел его в соприкосновение со смертью. Оказалось, что смерть над ним не властна: она не смогла им овладеть и сама была умерщвлена. Таким образом, она принципиально побеждена и уже не властвует над людьми безраздельно. Как сказано в тропаре Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим в гробех живот даровав» (доктор богословия Антон Сергеевич Небольсин).

Как воскрес Иисус Христос?

Иисуса Христа распяли на кресте в пятницу, накануне праздника еврейской Пасхи (воспоминание исхода израильского народа из Египта). До захода солнца Иосиф Аримафейский и Никодим сняли тело Спасителя с креста для погребения. По еврейской традиции тело Иисуса помазали благовонными маслами и обернули специальным полотном — плащаницей. Затем Его положили в погребальной пещере неподалеку от Голгофы, места распятия.

На следующий день к этой гробнице для охраны были приставлены воины. Первосвященники запечатали камень, закрывавший вход в гробницу. Это делалось из предосторожности, чтобы, похитив тело Христа, апостолы не смогли бы объявить о Его воскресении. Однако своими предосторожностями первосвященники невольно подготовили доказательства Чуда, произошедшего на третий день. Ранним утром, ещё до восхода солнца, произошло Воскресение Иисуса.

«Тайна воскресения, как и тайна воплощения, – непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным» (епископ Александр Милеант, 1938-2005). 

После Своего воскресения Господь покинул гробницу, не повредив первосвященнической печати. Охранявшие пещеру воины ничего не видели. Однако, когда сошедший с неба Ангел отвалил камень от гроба, стража в панике разбежалась. 

Воскресение Христово: первые свидетели

Практически очевидцами произошедшего чуда Воскресения Спасителя стали жены-мироносицы, пришедшие на рассвете ко гробу. Они хотели завершить погребальное помазание тела умершего Христа, незавершенное в день Его смерти. Эти женщины поверили проповеди Иисуса и следовали за Ним при Его земной жизни.

Так и после Крестной смерти Спасителя они, неся ко гробу благовонные масла — миро, стремились послужить Ему. Поэтому их называют мироносицами. Не зная о стерегущих воинах и о печати, женщины дорогой обсуждали, кто поможет им открыть вход в пещеру. Мария Магдалина шла быстрее всех и первой пришла ко гробу (Евангелие от Иоанна, 20:1). Еще издалека она увидела отваленный от входа камень. Женщина поспешила сообщить об этом апостолам Петру и Иоанну Богослову. 

Не успели Петр и Иоанн прийти ко гробу, как к пещере подошли другие жены-мироносицы. Получив от ангела известие о Воскресении Спасителя (Евангелие от Марка, 16:6-7), женщины поспешно направились к ученикам Христа.

После ко гробу пришли апостолы Иоанн Богослов с Петром и увидели, что тела Иисуса там нет. Лежали лишь погребальные пелены, в которые было обвернуто тело Спасителя. Когда апостолы удалились, в гроб вошла Мария Магдалина. Ей первой явился воскресший Господь (Евангелие от Иоанна, 20:11-17). Получив от Христа повеление возвестить о свершившемся чуде прочим ученикам, Мария Магдалина поспешила в Иерусалим. Апостол Матфей сообщил о явлении Христа женам-мироносицам по дороге в город (Евангелие от Матфея, 28:8-10).

В этот же первый день Воскресшего Господа видели сначала апостолы из 70-ти Лука и Клеопа. Затем Христос явился 10-ти апостолам. Иуда Искариот, предавший Учителя, утратил своё апостольство. А апостола Фомы в тот вечер не было вместе с остальными учениками.

Воскресение Христово: свидетельства

О Воскресении Христа свидетельствовали не только Его ученики. Этот исторический факт подтверждали и биограф правителя Иудеи Грек Гермидий, и врач Пилата сириец Эйшу. Об этих свидетелях упоминается в докладе академика Александра Ивановича Белецкого (1884-1961). Однако до сих пор вопрос о подлинности данных сведений остается открытым.

«Воскресение Христа подтверждено историческими данными с такой несомненностью, как существование Ивана Грозного и Петра Великого… Если отрицать Воскресение Христа, то нужно отрицать (причем с гораздо большим основанием) существование Пилата, Юлия Цезаря, Нерона» (историк античности Владислав Петрович Бузелкул, 1858-1931). 

Свидетельствами реальности Воскресения были несломанная печать, опустевшая гробница, отваленный без человеческой помощи камень, погребальные пелены. До наших дней сохранилась плащаница, в которую было обернуто тело Иисуса. По месту своего хранения (Турин в Италии) плащаница называется Туринской.

Воскресение Христово: зачем воскрес Спаситель?

В Священном Писании подчеркивается, что Воскресение Господа ознаменовало победу над смертью. Это событие свидетельствовало о Божественном Его всемогуществе. Крестная смерть Спасителя была искупительной Жертвой за все человеческие грехи (Евангелие от Марка, 10:45). Воскресение же из мертвых является победой над смертью, дарованием вечной жизни.

«Благодаря Воскресшему Христу ад побежден и люди будут вкушать неисчислимые блага. Согласно апостолу Павлу, в Царстве Божием исполнятся древние пророчества (Ос. 13, 14; Ис. 25, 8) и смертное облечется в бессмертное (1Кор. 15, 54). Христос сошел во ад и освободил души праведников. Теперь души верующих во Христа и хранящих заповеди Его после смерти отходят в преисполненные света обители и получают частичное воздаяние, ожидая, когда они примут совершенство блаженства после общего воскресения мертвых. Эта «иное житие» будет не только блаженным, но и вечным, т.е. бесконечным и великим, даром Божиим людям» (преподобный Никодим Святогорец, 1749-1809).

Значение Воскресения Христова для человечества

Своим Воскресение из мертвых Иисус Христос показал всему человечеству, что Он Истинный Бог. Он пришел на землю, проповедовал, исцелял больных, воскрешал умерших, изгонял бесов, укрощал силы природы. Он добровольно принял страдания для искупления от грехов всех людей. На третий день собственной силой Иисус Христос воскрес (Евангелие от Иоанна, 2:19; 10:18). Это означало, что Он не обычный человек, а Бог. Только Богу свойственно столь очевидное всемогущество. Следовательно, если Он — Бог, то в Его власти воскресить каждого.

«Если Господь, добровольно вкусивший смерть, Сам – Своей силой воскрес из мертвых, то ясно, что Он не человек, а Бог, так как только Бог один может обладать таким могуществом и никто дру­гой, кроме Него; а если так, то ясно также, что учение Господне истинно, что сам Воскресший тем более может воскресить и нас и т. д. Коротко сказать: отныне ясно, что воскресение Христово – наиболее центральный пункт в истории христианства… Да, велико, безмерно огромно для нашей нравственной жизни значение Христова воскресения, так как только последнее и определяет собой ее истинное содержание и вливает в нее истинный, един­ственно устойчивый смысл!» (русский богослов Михаил Михайлович Тареев, 1867-1934).

Молитвы праздника Воскресения Христова

Стихира

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Кондак

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! И Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Воскресная песнь

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Предыдущая запись “Утоли мои печали” — икона Богородицы
Следующая запись Молитва покаяния — в чем и как каяться?