Важнейшие Заповеди Нового Завета — возлюби Бога Своего и возлюби ближнего своего (Евангелие от Матфея, 20:37-40). Таким образом очевидно, что основанием христианской жизни является любовь. Но что это за любовь? Какое значение имеет это понятие применительно к христианству? Если Бога нужно любить как Создателя, то почему и за что необходимо любить ближнего? Кто этот ближний?
В Нагорной проповеди Иисус Христос возвестил новые заповеди, основанные на принципиально новом понимании принципов взаимоотношений людей друг с другом и с Богом (Евангелие от Матфея, 5-7). Основание этого нового принципа жизни — любовь. Господь каждому человеку предписывает соблюдение двуединой заповеди любви к Создателю и ближним.
Заповеди «Возлюби Бога Своего» и «Возлюби ближнего своего» неразрывно связаны между собой. Прекрасное разъяснение данной связи дал преподобный Дорофей Палестинский (6-7 век). Нужно представить себе круг, центром которого является Бог, а люди — это точки на окружности. Через радиусы происходит соединение людей с Богом, а через дуги — с другими людьми. Как только люди приближаются к Богу (по радиусу), уменьшается расстояние между другими людьми (дуги укорачиваются).
В жизни происходит тоже самое. Любя Бога, человек непременно будет любить и своих ближних. А христианская любовь к ближнему, в свою очередь, приводит человека к любви к Богу. И, приближая себя через любовь к другим людям, человек чрез это приближается и к Богу. Так оба эти рода христианской любви неразрывно и тесно связаны между собой.
В начале сотворения мира все находилось в совершенной гармонии с волей Творца. Любовь к Богу была превыше всего, а любовь друг к другу беспристрастной и чистой. Причем любовь эта, по замыслу Божию, должна быть добровольной, без какого-либо принуждения, всегда есть свобода выбора. Когда первые люди Адам и Ева преступили повеление Божие в райском саду, произошло искажение человеческой природы из-за прерывания живой связи с Творцом. Так зло вошло в мир и стало отдалять людей от Создателя.
Чтобы «вернуться» к Богу, нужно побороть это зло. Но злом невозможно уничтожить зло, оно в состоянии его только умножить. Если ответить на ненависть любовью, то нисходит всесильная Божественная благодать и побеждает зло. Именно так проявляется жертвенная Любовь Бога к человеку, проявленная Христом через добровольное самопожертвование на Кресте. И именно этой любви к ближнему должны стараться подражать христиане.
Христианское понимание любви намного шире природной любви между мужчиной и женщиной, естественной любви к членам своей семьи (родителей, детей, супругов), к друзьям и близким. Христианская любовь имеет своей целью спасения человека от власти зла и греха. Для этого Бог — Иисус Христос — воплотился, принял добровольно страдания и смерть. Безвинная Жертва Сына Божия победила смерть, восстановила образ Божий в человеке, дала возможность каждому человеку прощения грехов в покаянии, тем самым примирив создание Божие со Творцом.
Это и есть Божье человеколюбие — проявление любви Бога к своему созданию. Но Господь, в свою очередь, требует от каждого человека такой же любви — всецелой, жертвенной. А проявление любви к Богу наилучшим образом проявляется в любви к ближним. Причем Господь уточняет, какая должна быть любовь к ближним: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это значит не только не делать вреда ближнему, но искренно желать другому всякого блага, какого желает человек себе. В конечном счете — спасения своей души для вечной жизни рядом с Богом, в раю.
Во времена Ветхого Завета в израильском народе были люди, посвятившие свою жизнь изучению иудейского закона. Их называли законниками или законоучителями, в их обязанности входило толковать Закон, Священное Писание. Когда явился миру Иисус Христос с новым толкованием Писания, законники восприняли Его как опасного соперника. Однажды Господь произнес притчу о том, что «много званных», то есть Бог призывает многих, но «мало избранных», немного спасающихся, достойных избрания от Бога. Законники попытались уловить Христа в слове, представить Его как обманщика в глазах народа. Поэтому один из законоучителей спросил у Иисуса о наибольшей заповеди. В ответ Спаситель процитировал Священное Писание:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и всей душой твоею, всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Книга Второзакония, 6:5; Книга Левит, 19:18).
Этим Христос не сказал ничего, что не уже не было бы открыто Богом. Однако Его слова прозвучали по новому (Евангелие от Иоанна, 7:46). Это были слова не толкователя закона, не философа, не пророка, говорящего по поручению от Бога. Его речь свидетельствовала, что Он Сам — источник этого закона. И как Человек, Он готов полностью этот закон исполнить. Так и каждый христианин должен следовать Его примеру, чтобы достичь Царствия Небесного.
Пребывание с Богом напрямую зависит от любви: если есть любовь к Создателю, тогда Его заповеди исполняются. А одна из главных заповедей — любить друг друга. Таким образом близость человека к Богу напрямую зависит от того, насколько он любит ближнего.
«В стремлении полюбить ближнего цель должна быть самой высокой. Я хочу быть со Христом, а Он любит меня больше всех на свете. Свою любовь ко мне Он действенно показал, когда покинул Отчий дом, Свой огнезрачный Престол, и, приняв образ раба, пришёл на землю, чтобы спасти лично меня. Чтобы всегда быть с Ним, мне нужно обладать определённым качеством, по которому Он узнает, что я — Его человек. Это качество — любовь» (протоиерей Владимир Шутов).
В ветхозаветные времена иудеи разделяли людей на три категории. Родных по крови и вере почитали не только «ближними», но и «братьями». Иноплеменников, принявших иудаизм, считали «ближними». А язычников — «чужими», на которых не распространяли действие заповеди о любви.
На ошибочность такого подхода к людям указал Иисус Христос. Проповедуя народу, Спаситель для доходчивости использовал притчи, поучительные рассказы. Чтобы объяснить, кто является ближним для человека, Он рассказал притчу о самарянине. Тем более, что перед этим один книжник спросил Его, кого следует считать ближним.
Однажды, на еврея, шедшего из Иерусалима, напали разбойники, ограбили и оставили еле живым. Той же дорогой прошли сначала священник и левит (церковнослужитель ветхозаветного храма), но не оказали соплеменнику никакой помощи. Через время мимо шел самарянин (самаряне — потомки израильского колена Иосифа, которые смешались с язычниками, иудеи презирали их как вероотступников). Он проявил сострадание и милосердие к израненному еврею. Он продезинфицировать раны вином и маслом, отвез несчастного в гостиницу и позаботился о его лечении, оплатив все издержки (Евангелие от Луки, 10, 30-35).
Так Господь показал, что оказывать милость нужно без разделения людей на «своих» и «чужих». То есть «ближним» является каждый человек вне зависимости от расовой, этнической, религиозной, социальной принадлежности. По евангельскому учению при оказании помощи человеку не должно быть границ между двумя понятиями «ближний» и «дальний», «свой» и «чужой». Для Творца все создания близки и драгоценны.
«Любить ближнего – значит в каждом встречном пытаться увидеть не просто человека, а великого человека. Значит и в себе, и в каждом видеть задаток божественного достоинства, которое необходимо взращивать до богоподобия. Любить ближнего – значит быть способным служить ему… Потому что служа человеку – мы служим Богу. Учась любить другого – учимся любить бесконечно Другого, Творца мира. Видя в других людях образ Божественного Отца – мы узнаем Бога. И чем больше узнаем Его, тем более становимся способными Его любить так, как Он нас» (архиепископ Верейский Амвросий Ермаков).
Как проявляется любовь? Преподобный Григорий Палама (1296-1359) приводит следующий образный пример. Человеческая душа — это светильник, в котором функцию масла выполняют добрые дела, а фитиль — любовь. Как без масла фитиль не может гореть, так и без добрых дел не горит фитиль души — любовь.
Поэтому исполнение заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя» предполагает исполнение добрых дел ближним. Это не только оказание по мере возможности материальной помощи, но и духовной, психологической, моральной поддержки. Ведь доброе слово, чувство поддержки в трудную минуту дорого для каждого человека. Любовь к ближним проявляется и в молитве за людей, в терпении обид, незлобии, смирении. Любые наши усилия, позволяющие облегчить человеческие страдания, физические или духовные, есть проявления любви.
«Если любовь есть в сердце, то она от сердца изливается на всех окружающих и проявляется в жалости ко всем, в терпении их недостатков и грехов, в неосуждении их, в молитве за них, а когда необходимо, то и в материальной поддержке» (игумен Никон Воробьев).
В Деяниях апостолов (7:56-60) описан пример любви к ближним, проявленной первомучеником и архидиаконом Стефаном к своим убийцам (5-34). Этот святой муж, будучи пробиваем камнями за свою веру во Христа, до последней минуты своей жизни не переставал молить Бога о помиловании своих убийц. Его любовь к ближним выразилась в молитве за гонителей, чтобы им не засчитался в осуждение грех его убийства.
Любовь к ближнему не знает ограничений по времени и историческим эпохам. Она проявляется в любые времена и при любых обстоятельствах. 10 января 1866 году в Бискайском заливе у берегов Франции затонуло английское судно «Лондон». Из 239 человек удалось спастись только 19. По свидетельствам выживших, при крушении судна наблюдалась «странная» картина — погибающие стремились уступить место в шлюпке другим, так как считали сохранение жизни других более полезным. А когда шлюпка с людьми уже отплывала, с палубы корабля заметили одну женщину — жену миссионера. Она, сняв с себя плащ, бросила его вдогонку отплывающим, чтобы выжившие смогли укрыться от холода.
Супруги Татьяна и Дмитрий из Подмосковья в июле 2022 года взяли в свою семью девятерых сирот из Донецка. Дети в возрасте от 3 до 15 лет являются братьями и сестрами. Их родители погибли, а они сами оказались в разных детских домах. Теперь в новой большой семье 11 детей, двое из которых родные дети Татьяны и Дмитрия.
Любовь к ближнему — это показатель любви к Богу. Делая добро ближним, человек этим служит Богу, исполняя Его Закон Любви.
Тропарь
Сою́зом любве́ апо́столы Твоя́ связа́вый, Христе́, и нас Твои́х ве́рных рабо́в к Себе́ тем кре́пко связа́в, твори́ти за́поведи Твоя́ и друг дру́га люби́ти нелицеме́рно сотвори́, моли́твами Богоро́дицы, Еди́не Человеколю́бче.
Кондак
Пла́менем любве́ распали́ к Тебе́ сердца́ на́ша, Христе́ Бо́же, да то́ю разжига́еми, се́рдцем, мы́слию же и душе́ю, и все́ю кре́постию на́шею возлю́бим Тя, и и́скренняго своего́ я́ко себе́, и повеле́ния Твоя́ храня́ще сла́вим Тя, всех благ Да́теля.
О, многострада́льная Ма́ти Бо́жия, Превы́сшая всех дще́рей земли́, по чистоте́ Свое́й и по мно́жеству страда́ний, Тобо́ю на земли́ перенесе́нных, приими́ многоболе́зненныя воздыха́ния на́ша и сохрани́ нас под кро́вом Твоея́ ми́лости. Ино́го бо прибе́жища и те́плаго предста́тельства ра́зве Тебе́ не ве́мы, но, я́ко дерзнове́ние иму́щая ко И́же из Тебе́ рожде́нному, помози́ и спаси́ ны моли́твами Свои́ми, да непреткнове́нно дости́гнем Ца́рствия Небе́снаго, иде́же со все́ми святы́ми бу́дем воспева́ть в Тро́ице Еди́ному Бо́гу ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.