Вселенские Соборы – что это и что решали

Вселенские Соборы — что это

Изначальное значение слова «собор» – «собрание, съезд». Сегодня в этом значении слово употребляется лишь в церковном лексиконе. Вселенские соборы – собрания иерархов православной Церкви в её вселенской полноте с целью обсуждения общецерковных догматических, канонических и дисциплинарных вопросов.

Вселенские Соборы
Первый Вселенский Собор (православная икона)

Участники собора в большинстве своём являются епископами, представляющими отдельные Поместные Церкви. Архиереи – преемники апостолов, носители особой благодати. Поэтому их собрание принимает решения не от себя, а под водительством Святого Духа. В связи с этим положения Вселенских Соборов признаются истинными и обязательными для всех автокефальных Церквей. Таким образом, Вселенский Собор – это орган высшей церковной власти.

Чтобы Собор получил статус Вселенского, он должен пройти проверку временем. Необходимо, чтобы все Поместные Церкви признали его постановления соответствующими Божьему Закону и нормам церковного управления. Некоторые собрания под давлением императоров или влиятельных архиереев принимали противоречащие православному вероучению решения. Впоследствии такие Соборы отвергались Церковью. Они оценивались как нелегитимные, а их постановления не принимались мировым христианством. Эти соборы принято называть «разбойничьими».

Вселенские Соборы Православной Церкви

Сколько было Вселенских соборов? В Православии таковых семь. Первый проходил в 325 году в Никее, при императоре Константине Великом. Собор признал еретическим арианское учение о тварности Христа, отрицавшее Его единосущие Богу-Отцу. Были провозглашены соответствующие догматы, приняты 7 тезисов Символа веры. На съезде также утвердили время празднования Пасхи.

Местом проведения Второго Вселенского Собора стал Константинополь. Это произошло в 381 году (при Феодосии Великом). Осуждению подверглась ересь, не признававшая Божественность Святого Духа. Соответственно, были приняты догматы об этом Лице Святой Троицы и окончательно сформулирован Символ веры.

Третий Собор прошёл в 431 году, во время правления Феодосия Малого. Местом проведения стал Эфес. Церковь тогда разоблачила ересь несторианства. Она учила, что Христос – человек, который имел особую благодатную связь с Богом. Соответственно, Дева Мария не признавалась еретиками как Богоматерь. Собор принял догматы о двух природах (Бога и человека) Господа, а также о том, что Мария была Богородицей.

Четвёртый Собор состоялся в 451 году в городе Халкидон. Тогда правил император Маркиан. Церковные иерархи осудили ересь монофизитства, отрицавшую человеческое естество Христа. Был провозглашён догмат о неразрывном и неслиянном соединении во Спасителе природы Божества и человека.

5-й и 6-й Вселенские Соборы Православной Церкви вновь были проведены в столице Византии. Это произошло в 553 (Юстиниан I) и 680 (Константин Погонат) гг. Церковь тогда подтвердила решения предыдущих Соборов, а также осудила несколько ложных вероучений. В их числе арианство, которое не принимало догмат о единосущии Христа и Бога-Отца. А также монофелитство, которое отрицали наличие у Христа человеческой воли. Было принято учение о том, что Спаситель обладал и Божественной, и человеческой волями, которые находились в согласии друг с другом.

Седьмой Вселенский собор

В 8 веке Церковь в Византии страдала от ереси иконоборчества, которой были подвержены даже некоторые императоры. Так, Лев Исаврянин издавал указы о массовом уничтожении святых образов и жестоком преследовании их почитателей. Народ в большинстве своём продолжал поклоняться изображениям Господа и святых, что порой приводило к восстаниям. Против ереси выступали святой Иоанн Дамаскин и другие выдающиеся богословы.

Преемник Льва Константин Копроним продолжил иконоборческую политику. Он стремился, главным образом, воздействовать на епископов и прочих монашествующих. Ведь многие из них всё ещё отстаивали почитание святых образов. Император прибегал к казням иноков и закрытию монастырей. А в 754 году с епископами-еретиками он организовал церковный Собор, который осудил иконопочитание. Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает:

«Немало пришлось услышать проклятий от лица этого Собора всем тогдашним ревнителям православия. Немало было возведено на них ложных обвинений. В основу своих ложных иконоборческих мудрствований Собор положил вымышленные сказания и подложные изречения Отцов Церкви».

Гонения несколько ослабли при следующем правителе – Льве IV. После его смерти трон заняла супруга императора Ирина. Она была благочестивой иконопочитательницей, за что долгое время пребывала в опале. Став единоличной правительницей, Ирина прекратила репрессии. Однако для торжества Истины этого было мало.

По наставлению новоизбранного патриарха Тарасия, Ирина созвала 7 Вселенский Собор, который разоблачил предыдущее иконоборческое собрание и утвердил догмат о почитании святых образов. Всё это было подкреплено многочисленными аргументами, которые опирались на Священные Писание и Предание, а также на многочисленные свидетельства о чудесах от икон. Собор постановил:

«Мы определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения честного и животворящего Креста… Взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним… Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется личности, изображённого на ней».

Собор также принял 22 канонических правила. Он завершил эпоху Вселенских Соборов и процесс формирования православного вероучения.

Вселенские соборы в Православии и католицизме

В Восточном и Западном христианстве сложились различные взгляды на Вселенские Соборы и их количество. Все 7 признаваемых Православием Соборов проводились в течение 9 веков после Рождества Христова. То есть они проходили до разделения единой Церкви на православную и католическую. Соответственно, все эти Соборы признаются и на Западе.

Однако впоследствии католики созывали ещё множество других Соборов, которые не признаются Православием. Так, согласно Западному христианству, общее количество Вселенских соборов – 21. Причём последний из них проводился в 60-х годах прошлого столетия (II Ватиканский).

Отдельно стоит упомянуть о Соборе, который католики считают Вселенским, именуя Четвёртым Константинопольским. Он был созван в 869 году силами византийского императора Василия I и папы римского Адриана II. С одной стороны, это собрание проходило до официального разделения Церквей, в столице православной Византии. Более того, местом собрания был главный православный храм империи (Собор Святой Софии).

С другой же стороны, съезд проводился императором в целях угождения Римскому престолу. Его результатами стали недопустимые уступки Западу. Например, низложение патриарха Фотия и признание первенства Папы Римского в ключевых церковных вопросах. Однако вскоре церковная политика Василия I изменилась и деяния Собора были подвергнуты забвению. Таким образом, он не был принят в Православии.

Разделение христианской Церкви на Восточную и Западную является одной из причин настороженного отношения в Православии к потенциальному проведению Восьмого Вселенского Собора. Догматических запретов на это нет. Ведь Соборы являются одной из форм самоуправления и самоорганизации Церкви. Они созываются, когда возникает необходимость принятия важных общецерковных решений.

Молитвы Святым Отцам Вселенских Соборов

Тропарь Святым Отцам шести Вселенских Соборов, глас 8

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Перевод:

Препрославлен Ты, Христе Боже наш, как светила на земле отцов наших утвердивший и ими на путь истинной веры всех нас направивший, Многомилостивый, слава Тебе!

Кондак Святым Отцам шести Вселенских Соборов, глас 8

Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты/ Це́ркве еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́нну от е́же свы́ше Богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.

Перевод:

Проповедь Апостолов и отцов догматы веру единую для Церкви утвердили; и она, нося одежду истины, сотканную из небесного Богословия правильно преподает и славит благочестия великое таинство.

Тропарь Святым Отцам Седьмого Вселенского Собора, глас 2

Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Перевод:

Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотью на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»

Кондак Святым Отцам Седьмого Вселенского Собора, глас 6

И́же из Отца́ возсия́в Сын неизрече́нно, / из Жены́ роди́ся сугу́б естество́м, / Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния, / но сие́ благоче́стно начерта́юще, почита́ем ве́рно. / И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи, // лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.

Перевод:

Сын, воссиявший От Отца неизреченно, от Жены родился в двух естествах. Зная это, не отрицаем начертания Его облика, но благочестиво его изображая, почитаем преданно. И потому Церковь, держась веры истинной, лобызает икону вочеловечения Христова.

Предыдущая запись Святой Уар – особенный святой
Следующая запись Душа человека – подарок Бога или миф?