В Православии Святыми Отцами называют людей, которые посвятили жизнь церковной деятельности и через которых Святой Дух открывал божественные истины. История жизни Святых Отцов и их богословского творчества изучается наукой патрологией. А их вероучительные труды и воззрения относятся к богословской дисциплине патристике. Высказывания Святых Отцов носят характер правил. Их авторитет считается незыблемым и их мнение стало ориентиром для Церкви. Святость жизни их и верность церковному учению не вызывает сомнения.
Они сформировали основные вероучительные положения и богословские тексты христианства, утвердили список священных книг, входящих в Библию. Также Отцы истолковали Священное Писание, не допустив распространение многих еретических учений.
Русская Православная Церковь условно выделяет святоотеческий временной период, который длился от первых веков от Рождества Христова и закончился около 780 года. В это время почил Иоанн Дамаскин – последний из особо почитаемых Святых Отцов. Также к Святым Отцам причисляются некоторые христианские подвижники, жившие в средние века. Такие, например, как Симеон Новый Богослов (949 – 1022) и Григорий Палама (1296 – 1359).
В первые века христианства не было четких критериев, кто из христианских писателей и богословов является или не является Святыми Отцами. Поэтому верующие люди, опираясь на святость жизни и мудрость учителей Церкви, относили их труды к вероучительным догматам. И лишь в 434 году пресвитером Викентием Леринским было сформулировано определение, который называл Святыми Отцами
“только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа”.
К наиболее известным и почитаемым Святым Отцам можно отнести Вселенских святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова.
Происходил из знатного рода, проживающего в Антиохии (территория древней Сирии). Его отец Секунд был военачальником и умер, когда Иоанну не исполнилось 3-х лет. Его воспитала мать Анфуса, дав исключительное по тем временам образование. Учителя признавали в нем особую одаренность и умудренность, не свойственную юношам его возраста.
По окончанию светского образования, Иоанн увлекся глубоким изучением христианского вероучения. В 20 лет был крещен епископом Антиохийским Мелетием. К этому времени, несмотря на ожидаемую блистательную карьеру, Иоанн окончательно принял решение посвятить свою жизнь Богу. После смерти матери, когда будущему святителю было около 30 лет, он удалился в пустынную монашескую обитель, где провел 4 года в посте и молитве. А затем удалился в уединенные места и еще несколько лет прожил отшельником.
В 381 году был рукоположен в дьякона, а спустя 5 лет в священника. Тогда он и проявил себя как непревзойденный проповедник, ревностный служитель Церкви Христовой, любящий свою паству.
В 397 году был избран архиепископом Константинопольским. Иоанн Златоуст открыто обличал знать в развращенности, лишал сана священников, запятнавших свою репутацию, обличал нерадивых монахов. Сам вел скромный образ жизни, а все сэкономленные деньги раздавал нуждающимся. Но святителя всегда преследовали завистники и предатели. Многим не нравились его прямые, обличительные речи.
Святитель был лишен сана и взят под стражу в 404 году во время пасхального богослужения. В 407 году он умер в ссылке.
Иоанном Златоустом было составлено огромное количество нравоучительных трудов. Особое место среди них занимает чин Божественной Литургии, которая служится и по настоящее время в Православной Церкви, не претерпев значительных изменений. Святителем были записаны многие молитвы, они входят в состав утреннего и вечернего молитвенного правила и многие другие молитвословия. Иоанн Златоуст истолковал книги Ветхого и Нового Завета. Его вклад в святоотеческое Предание Церкви сложно переоценить. В наши дни среди духовной литературы широкое распространение имеет собрание сочинений Иоанна Златоуста, состоящее из 24 томов.
Святитель Василий Великий родился в Каппадокии (современная Турция) в знатной и благочестивой семье. Его бабушка Макрина и дед были очень верующими людьми. Они пережили времена гонений на христиан, но не утратили искренней и горячей веры в Иисуса Христа. Отец Василий Старший был известным адвокатом и учителем риторики Мать Емелия была дочерью христианского мученика. В семье родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр. Навкратий умер в молодости, Григорий вел благочестивую жизнь и стал святителем Нисским, а Пётр – епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь. Василий получил лучшее светское образование, окончил которое в Афинах. Там же он познакомился и с Григорием Богословом. Их дружба длилась всю жизнь.
Василий Великий избрал для себя аскетичный образ жизни и много времени провел в путешествиях по Египту, Сирии, Палестине. В этих местах он искал духовного руководства. По возвращению в Кесарию Василий Великий поселился на берегу реки Ирис, куда прибыл и Григорий Богослов. В строгом воздержании и молитве они проводили многие дни изучая Священное Писание. Но в связи с распространением ереси арианства Церковь призвала обоих великих Отцов на борьбу с ними.
Так в 362 году Василий Великий стал дьяконом, а спустя 2 года был рукоположен в сан пресвитера. В сложные годы борьбы с арианской ересью к Василию перешла Кесарийская кафедра. Он поражал всех исключительным знанием христианского вероучения, острым умом, глубокой умудренностью и святостью жизни. Все свои богатства он раздавал бедным. Ничто не сломило в нем огонь веры, но тяжелые испытания подорвали слабое физическое здоровье. 1 января 379 года Василий Великий умер.
Василием Великим был составлен Литургический чин и коленопреклоненные молитвы, читаемые на Троицу. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма.
Родился в 325 году в Каппадокии. Вся его семья была глубоко верующей и впоследствии канонизирована. Он получил превосходное образование в лучших школах того времени, был очень умен и начитан. Во время обучения познакомился с Василием Великим и глубоко привязался к нему.
В 358 году Григорий принял Крещение и вел подвижническую жизнь. В 361 году был рукоположен в священнический сан. А в 372 году Василий Великий поставил Григория епископом в Сасим. Григорий Богослов смиренно принял пастырское служение и прекрасно с ним справлялся, а также боролся с ересью арианства. Но душа его жаждала уединенного образа жизни в безмолвии, молитве и посте. Отказавшись от правления всей Константинопольской Церковью, Григорий вернулся на свою родину. Там святитель окончил свой жизненный путь.
Святитель Григорий Богослов признается самым безупречным богословом среди Святых Отцов. Он оставил после себя множество писем, стихотворений и богословских трудом. Им был составлен Литургический чин. Литургию Григория Богослова также называют Литургией Преждеосвященных Даров, которая служится в дни Великого поста.
Предположительно родился в Константинополе и получил хорошее образование. В 16 лет он поселился на Синайской горе, где пробыл в послушании у старца 19 лет. В 20-летнем возрасте принял монашеский постриг. После кончины старца Мартирия Иоанн Лествичник вел отшельнический образ жизни. Спустя 40 лет он стал игуменом Синайской обители. “Лествичником” Иоанна назвали по его главному духовному труду – Лествице. Книга представляет собой сборник наставлений нравственного совершенствования.
Высказывания Святых Отцов ориентированы в основном на монахов. Многие аспекты из наставлений не всегда подходят для мирян, живущих в современном мире.
“Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься. Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа” (святитель Игнатий Брянчанинов).
Авторитет Святых Отцов в догматике непререкаем. Самовольное толкование Священного Писания недопустимо, это может привести к искажению вероучения церкви, соответственно к ереси. Примером тому может служить Протестантизм, разные течения которого не признают Святых Отцов и Священного Церковного Предания. И Библия толкуется ими только на основании своих умозаключений, зачастую ошибочных. Именно поэтому нет единой Протестантской Церкви. Протестанты разделены и продолжают делиться на множество общин, которые значительно отличаются друг от друга в вероучительных аспектах.
“Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением; а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив, составляет великий вред” (Святитель Иоанн Златоуст).
Поэтому так важно следовать Священному Преданию, которое выражают высказывания Святых Отцов и было составлено под действием Святого Духа .
Стоит помнить: Святые Отцы, хоть и были наделены незаурядным умом и вели подвижническую жизнь, всего лишь люди и в некоторых вопросах могли ошибаться. Это не касается основ христианского вероучения, а относится к духовной жизни человека. В этих вопросах, человек, имея свободную волю и разум, не должен слепо полагаться на мнения Святых Отцов. Необходимо уметь анализировать и прислушиваться к своей душе, при этом опираясь на тексты Священного Писания и Предания и мнения разных святых отцов.
“И вот теперь напомним, что догматическая область – это то, о чем можно говорить: «Отцы сказали». А вот область повседневной морали, поведения, отношения к разным видам греха, к «этосу», короче, отцы не могли определить навеки. Совсем не одно и то же жить в христианской или мусульманской стране. Совсем не одно и то же – быть в храме раз в три месяца при том, что храм – через квартал, и быть в храме так же часто (редко) при том, что он – за 500 километров. Приноровиться к жизни, понять ее нюансы, отслоить второстепенное от главного – это вечные вопросы человека. И никто, живший в V веке, не может описать в деталях мой модус поведения в XXI веке, как бы свят он ни был” (протоиерей Андрей Ткачев).
Некоторые высказывания Святых Отцов о Церкви.
Святитель Иоанн Златоуст.
“Церковь есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующие врачевства, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда”.
“Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово собрание”.
Святитель Василий Великий.
«В Церкви содержит и сочетает каждый член в единомыслии с другим единая и истинно единственная Глава, которая есть Христос”.
Святитель Григорий Богослов.
“Не было бы, братия, ничего несправедливее нашей веры, если бы она была уделом одних мудрых и избыточествующих в слове и в умственных доводах, а простому народу надлежало бы… оставаться без приобретения веры…”.