Хиротония – что это в Православии

Таинство Священства

Слово «хиротония» имеет греческое происхождение и переводится как «рукоположение». В античности так называли процедуру голосования поднятием рук при избрании государственных чиновников. Термин был позаимствован Церковью и со временем утратил своё первоначальное светское значение. Хиротония – что это в Православии? Это Церковное Таинство, которое заключается в посвящении христианина в духовный сан, то есть в одну из степеней священства.

хиротония что это в Православии
Хиротония — передача благодати через рукоположение

Хиротония – что это в Православии?

В Православии существует три степени священства: диакония, пресвитериат (священник, иерей) и епископат (архиерей). Хиротония в каждую из них проводится по особому чину. Однако все они совершаются епископом, с возложением его рук на посвящаемого. Так поставляемому передаётся особая благодать (дар от Бога) для служения Церкви. Рукополагают всегда на Божественной литургии, в алтаре. Протоиерей Геннадий Нефедов объясняет, что хиротония – это Таинство, в котором избранник получает благодать священства по силе соборной молитвы Церкви.

Апостолы Христовы были наделены всей полнотой священнического служения. Соответствующую благодать они унаследовали от Самого Господа при сошествии на них Святого Духа на 50-й день после Воскресения Спасителя. Ученики Иисуса Христа передавали этот Божественный дар другим христианам через рукоположение их во епископы. Те, в свою очередь, поставляли новых архиереев.

Таким образом, епископы являются преемниками апостолов и проводниками их благодати. Эта священная связь выражена в особом церковном термине – «апостольская преемственность». Именно она обеспечивает канонический статус православных священнослужителей. Поэтому нарушение канонических связей с законным Священноначалием является отступлением от Господа и лишает благодати. Митрополит Иларион (Алфеев) отвечает на вопрос «хиротония – что это?»:

«Если таинство Священства бывает торжеством в жизни всей Церкви, то для самого посвящаемого оно является его личной Пятидесятницей, когда на него сходит Святой Дух и он получает многие благодатные дары».

Хиротония во диакона

Во диаконов поставляют тех, кто уже является служащим в храме, но находится на одной из начальных, не священнических ступеней церковной иерархии. Таковых именуют церковнослужителями или младшими клириками. К ним относятся чтецы и иподиаконы. Последние являются помощниками епископа на архиерейских богослужениях. Иподиаконы готовят облачение, подают предметы церковной утвари, открывают царские врата (центральные двери иконостаса).

Рукоположение христианина в диаконы даёт ему право помогать священнику на богослужениях и в проведении Церковных Таинств. Самостоятельно же совершать священнодействия диакон не может. Поставление совершается одним епископом на Божественной литургии любого чина. Согласно «Настольной книге священнослужителя»:

«Хиротония во диакона бывает на литургии после освящения Святых Даров, именно – после произнесения архиереем возгласа: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Посвящаемого трижды обводят вокруг престола. Будущий диакон при этом целует его углы, а затем склоняет на него свою голову, стоя на правом колене. Епископ возлагает на главу поставляемого свой омофор (часть облачения) и обе руки. Это знаменует возложение рук самого Христа, который незримо участвует в Таинстве. Архиерей читает специальную молитву, призывая на ставленника благодатные дары Святого Духа.

Хиротония – это священнодействие, которое также включает вручение новопосвященному атрибутов, соответствующих его новому сану. Диакону дают поручи, орарь (предметы облачения) и рипиду (предмет богослужебной утвари). Каждое вручение сопровождается возгласами епископа и остальных священнослужителей «Аксиос!» («Достоин!»).

Хиротония во пресвитера (священника)

Священником может стать лишь тот христианин, который был возведён в степень диакона. Рукоположенный во священники является представителем епископа и по его поручению совершает богослужения и Таинства. Однако пресвитер не может проводить хиротонии, то есть передавать другим христианам полученную благодать священства.

Хиротония во священника совершается одним епископом на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Ведь новопосвящённый пресвитер должен принять участие в главной части этого богослужения – Евхаристическом каноне. Он отсутствует в литургии Преждеосвященных Даров, поэтому хиротония во священника на ней невозможна.

«Рукоположение в священники совершается после перенесения Честных Даров с жертвенника на престол, после исполнения Херувимской песни, для того, чтобы и рукоположенный мог участвовать в освящении Даров» («Настольная книга священнослужителя»).

Поставление происходит аналогично диаконской хиротонии: с троекратным обходом вокруг престола, коленопреклонением, возложением рук епископа, чтением специальной молитвы, вручением священных атрибутов. Однако есть некоторые отличия. Например, священник, перед престолом становится не на одно, а на два колена. Разумеется, отличается и текст архиерейской молитвы.

Новопосвящённому иерею даруются такие предметы облачения как епитрахиль, пояс, фелонь и наперсный (нагрудный) крест. Также вручается «Служебник» – по этой книге поставленный священник в конце литургии читает заамвонную молитву.

Хиротония во епископа

Что такое хиротония во епископа? В эту высшую степень священства поставляют монашествующих пресвитеров, а именно архимандритов. По 1-му Апостольскому Правилу, данный чин может проводить лишь «собор епископов», то есть не менее двух архиереев. Рукоположенный наделяется всей полнотой священнического служения. Он может передавать её другим христианам, совершая хиротонии, и освящать храмы. Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает:

«Хиротония во епископа отличается особой торжественностью: ей предшествует чин наречения, когда посвящаемый произносит присягу и исповедание веры».

Рукоположение совершается на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого после пения «Святый Боже», перед чтением Апостола. Посвящаемый склоняет перед престолом два колена. На поставляемого возлагаются раскрытое Евангелие и руки всех присутствующих епископов. Читаются особые молитвы, в которых у Господа просят, чтобы новопосвящённый стал достойным «подражателем истинного Пастыря», то есть Иисуса Христа.

Рукоположенному архиерею вручаются следующие предметы облачения: саккос, омофор, крест, митра (головной убор) и панагия (нагрудный образ Богоматери). После литургии дают чётки и жезл – символ пастырской власти. Новопосвящённый епископ принимает святую чашу на Великом входе и преподаёт её во время приобщения Святых Христовых Таин. В конце богослужения он благословляет молящихся.

В чём призвание священнослужителя?

Согласно «Настольной книге священнослужителя», дар священства не принадлежит его носителю лично. Это дар всей Церкви, которая вверяет его избранным Богом служителям для священнодействий от её имени. Священнослужитель – слуга Церкви, помощник Господа, проводник Его благодати, призванный ревностно исполнять возложенные на него обязанности:

«Вся человеческая личность священнослужителя должна без остатка быть отдана Церкви служащей, молящейся, совершающей Таинства… Чем выше его служение, тем прозрачней, чище должна быть его человеческая личность, дабы полнее в ней могло выразиться действие Церкви, а через Церковь – действие Самого Господа».

Священнослужитель проводит общие и частные богослужения, совершает Таинства, просвещает и наставляет мирян, заботится о вверенном ему храме или епархии. Служители Церкви также организовывают крестные ходы и паломничества, участвуют в благой общественной деятельности (помощь нуждающимся и т.п.). Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает:

«Священник – не просто проповедник, не просто человек, которому люди исповедуются, не просто общественная фигура, но прежде всего лицо, которое предстоит Богу в молитве – в молитве не только за себя, но и за людей. Человек, принявший священный сан, является тем, через кого люди слышат голос Христа».

Преподобный Серафим Вырицкий подчёркивает, что личные недостатки священнослужителя не могут отнять благодати рукоположения:

«Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Какой бы ни был батюшка грешный, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов».

В связи с этим Святые Отцы именовали священство высшим благом, которым мы пользуемся, и призывали относиться к нему с благоговением. Святитель Иоанн Златоуст учит:

«Безумно не уважать власть священников, без которой невозможно получить спасение и обетованные блага».

Предыдущая запись Семь отроков Эфесских – житие, икона, молитва
Следующая запись Икона Матронушки – в чём помогает?