В 2014 году лауреатом правительственного конкурса «Московская реставрация» стал храм иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость” на Большой Ордынке. Церковь построили в 18 веке. Со временем здание церкви сильно пострадало. В 2013 году усилиями настоятеля иеромонаха Георгия Исакова, прихожан и благотворителей сумели возродить первоначальный облик храма. Что известно о храме и его главной святыне — иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»?
Подтвержденной исторической информации, когда и где была написана икона «Всех скорбящих Радость», нет. Также нет сведений о нынешней судьбе первообраза (оригинала). Впервые о нем упоминается в 1688 году. По Преданию, заболевшей сестре патриарха Московского Иоакима, Евфимии Папиной, во сне явилась Божья Матерь. Богородица повелела совершить водосвятный молебен перед Ее образом «Всех скорбящих Радость». Он хранился в Спасо-Преображенском храме на Ордынке (Москва). Когда приглашенный к больной священник отслужил молебен, Евфимия исцелилась. О чудесном случае узнали московские жители, которые и устремились в храм к чудотворному образу. В народе церковь прозвали Скорбященской.
В 18 веке списки (копии) иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» находились во многих храмах страны. Судьба чудотворного образа достоверно неизвестна. По одним сведениям, в 1711 году его привезла в Петербург сестра Петра I Наталья Алексеевна. В Москве оставили копию. По другим источникам, в Петербург привезли список, а в Скорбященской церкви осталась оригинальная икона.
Московский образ «Всех скорбящих Радость» в 20 веке попал на хранение в Третьяковскую галерею. Существует мнение, что икона пропала, ее местонахождение неизвестно. А в Скорбященской церкви сейчас находится ее копия середины 18 столетия. Однако некоторые уверены, что в церковь вернули старую икону.
Православная Церковь отмечает день памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 6 ноября по новому стилю.
На Четвертом Вселенском Соборе (451 год) Церковь утвердила Чин освящения христианских храмов. Каждый храм носит свое каноническое именование. Оно может быть связано с именами святых, с названиями праздников и икон. Однако может сложиться так, что храм приобретает иное название, не то, что дано при освящении. Так произошло со Спасо-Преображенским храмом на Ордынке в Москве.
В конце 17 века в народе его стали именовать Скорбященской церковью. Такое название обусловлено нахождением в церкви чудотворного образа Богоматери «Всех скорбящих Радость». В 18 веке в храме освятили придел в честь чудотворной святыни. Придел — специально выделенная часть храма с дополнительным алтарем с престолом для богослужений. Небольшой Спасо-Преображенский храм до сих пор знают в основном как храм иконы “Всех Скорбящих Радость”.
Множество православных храмов в России освящено во имя Божьей Матери, Ее чудотворных образов и Богородичных праздников. Таковых более 30 % от общего количества православных церквей. Например, храмы в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» входят в число 20-ти наиболее распространенных. Церкви с таким названием находятся на пятом месте в списке храмов, посвященных Богоматери. Это 523 храма, что составляет 2,24 % от общего количества всех православных храмов.
Традиция освящения храмов в честь икон Божией Матери связана с особым почитанием Богородицы православными верующими. Ее заступничество перед Господом на протяжении многих веков спасает христиан, прибегающих к Ней за помощью.
Почитание христианами Божией Матери началось ещё при ее земной жизни. Тогда же апостол Лука написал Ее первую икону, ныне известная как Тихвинский образ. Первые христиане, гонимые языческой властью, совершали богослужения в особых комнатах обычных домов и в катакомбах (подземных галереях). С 4 века при императоре Константине гонения прекратились, началось строительство храмов. К числу древних церквей (середина 5 века), связанных с именем Богородицы, относится Влахернская. Ее название происходит от предместья Влахерна, расположенного недалеко от Константинополя.
По преданию, икону «Тихвинская» при императрице Евдокии перенесли из Иерусалима в специально построенный Влахернский храм. В 473 году из Святой земли в Константинополь доставили Ризу Богородицы и поместили ее в храме. С конца 5 веках Влахернская церковь считалась средоточием византийского почитания Божией Матери.
Зачастую христианские храмы, возводились в местах явления чудотворных образов Божией Матери. Следует заметить, что освященные во имя икон храмы посвящаются не самим живописным образам, а их прототипу, Пресвятой Богородице.
«Благаго Царя Благая Мати, Царица Небесная как знак любви к земным жителям оставила на земле Свои иконы, через которые являет неисчислимые милости и источает токи чудес Своей благости всем, кто с верою и благоговением к Ней прибегает. Мы должны чтить Ее по достоинству как Матерь Божию и как Матерь нашу Небесную; Господь всех, в Него верующих, назвал Своими братьями (Мф. 12, 50; Лк. 8, 21), следовательно, и все христиане по благодати Божией являются детьми Матери Божией. И Она печется о Своих чадах и молится за них, принимая самое деятельное участие в судьбе каждого христианина от самого рождения его до последних дней жизни» (архимандрит Кирилл Павлов, 1919-2017).
Икона, принадлежащая царевне Наталье Алексеевне, находилась при царе Петре I в Прутском походе против Османской империи в 1711 году. После возвращения в Петербург в знак благодарности за спасения от военных опасностей Петр I приказал построить Воскресенскую церковь (на улице Шпалерной). Там и пребывала долгие годы икона Богоматери.
В начале 19 века вместо домового храма возвели в архитектурном стиле «классицизм» современный приходской храм «Всех Скорбящих Радость». В 1930-е годы его закрыла Советская власть. Здесь расположился Музей истории религии. Чудотворную икону перенесли в Спасо-Преображенский Собор. Возвращение храма Церкви произошло в 1993 году. В настоящее время его главная святыня — список иконы «Всех скорбящих Радость» середины 17 века.
Недалеко от Святогорской Лавры (Украина) расположилось село Богородичное. По преданию в начале 18 века в одном из сельских колодцев была найдена икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Так село обрело свое современное название. Для обретенной иконы построили храм. Однако с приходом Советской власти его сначала закрыли, устроив в нем зернохранилище, а в 1939 году разобрали до основания. История Скорбященского храма тесно связана с историей Святогорского монастыря.
В 2000 году стараниями наместника Святогорского монастыря архимандрита Арсения Яковенко была совершена закладка храма. Участие в стройке принимали монахи обители и простые селяне. В 2005 году наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрит Арсений совершили освящение храма в честь иконы «Всех скорбящих Радость».
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище!
Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити.
Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подавши.
Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.