Каждый православный храм посвящён какому-то святому, иконе или христианскому празднику. По состоянию на май 2021 года, в России свыше 42 000 действующих церквей. 543 из них освящено в честь Вознесения Господня. Это 15-е по распространённости посвящение (всего их около 1000) среди православных храмов. В чём же суть праздника, в честь которого назван храм Вознесения Господня?
Православие свидетельствует, что на третий день после добровольной смерти на кресте Иисус Христос воскрес из мёртвых. Это стало и дело искупления Господом грехов человечества, его спасения от власти зла и духовной смерти. В течение последующих сорока дней Христос пребывал на Земле среди Своих учеников. Это было необходимо, чтобы они убедились в Его телесном воскресении и укрепились в вере. Спаситель дал им последние наставления и сообщил о скором сошествии на них Святого Духа (Деян. 1:2-9).
По истечении 40 дней Господь благословил учеников на горе Елеон и во плоти вознёсся на небо. Сразу после этого явились два ангела и сообщили апостолам о грядущем втором пришествии Христа (Деян. 1:9-11).
Вознесение Господне стало одним из главных событий священной новозаветной истории. Оно завершило земное служение Христа, эпоху Его видимого пребывания в нашем мире. С того момента Сын Божий незримо присутствует в Церкви через воздействие Святого Духа.
Вознесение также завершило спасение и обожение Господом человеческой природы. Он восшёл в Небесное Царство в Своём физическом теле. Это значит, что не только духовное, но и материальное естество человека достигло максимальной близости к Богу. Святитель Димитрий Ростовский учит:
«До Вознесения Господня никто из людей не имел пути к Небу… Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам… Им восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым» («Творения»).
Праздник Вознесения Господня отмечается Церковью на 40-й день после Пасхи, в четверг. Является двунадесятым, то есть одним из 12 главных церковных праздников. Расскажем о наиболее известных храмах Русской Православной Церкви, посвящённых Вознесению Христа.
Каменная церковь 16-го века находится на юге столицы, в районе бывшего села Коломенское. Храм был возведён великим князем Василием III для моления о рождении наследника. Строительство велось с 1528 по 1532 гг. под руководством итальянского зодчего Петра Франциска Анибале. Русские летописи именовали его Петром Фрязиным. Уже в 1530 году у князя родился сын – будущий царь Иван Грозный.
Храм Вознесения Господня имеет форму башни, его вершина представляет собой не купол, а восьмигранный каменный шатёр. Это одна из первых русских церквей подобного типа. Высота сооружения – 62 метра. Внешняя лёгкость конструкции и её устремление ввысь символизируют восшествие Господа на небеса.
Храм возводился с применением итальянских и русских архитектурных технологий. Например, псковские мастера привнесли в проект ступенчатые арки и своды. А итальянские зодчие – ренессансные пилястры и карнизы. Присутствуют готические вимперги (высокие треугольные фронтоны). Стены отделаны белым цветом (символ Божественного света). Это характерно для большинства церквей, названных в честь Вознесения.
Планировка постройки имеет форму креста. При внушительных размерах храма его внутренняя площадь относительно невелика – около 100 м². Первозданный интерьер не сохранился – начиная с 16-го столетия здание неоднократно ремонтировалось и реставрировалось.
В советское время власти передали церковь Вознесения Музею русской архитектуры, богослужения не проводились. Храм повторно освятили в 2000 году. Спустя 7 лет была проведена его масштабная реконструкция. Это охраняемый государством архитектурный памятник, включённый во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Расположен в центре столицы, на Большой Никитской улице. Первоначальная церковь была деревянной, самое раннее упоминание о ней относится к середине 16-го века. Около 1629 года храм Вознесения Господня сгорел. Но спустя несколько лет на этом же месте его возвели уже из камня.
В конце 17-го века пристроили южный придел в честь святых Прокопия и Иоанна Устюжских. В 1737 году храм значительно пострадал от очередного пожара. При восстановлении достроили ещё один престол с северной стороны – в память усекновения главы Иоанна Предтечи.
Позднее южный придел расширили, а у северного возвели арочную галерею. У храма появился восьмиугольный барабан с куполом. Также соорудили тёплую (закрытую) паперть и заменили иконостас. Спустя полвека храм снова перестроили и отреставрировали.
«Малое Вознесение» – народное наименование, закрепившееся за данным храмом в первой половине 19-го века. В то время за Никитскими Воротами возвели ещё одну Вознесенская церковь. Последнюю прозвали «Большим Вознесением».
С 1937 по 1992 гг. богослужения в храме не проводились. Святыня лишилась своих колоколов и крестов. Некоторое время в церкви располагалось одно из управлений Главмосстроя. После распада СССР она была восстановлена и повторно освящена Патриархом Алексием II.
Этот храм тоже находится в центре Москвы, на Большой Никитской улице. Помимо Вознесенского он имеет несколько других пределов: в честь сретения иконы Богоматери «Владимирская», святителя Николая Чудотворца, иконы Богородицы «Всех Скорбящих радость», в память усекновения главы Иоанна Предтечи. Также имеется приставной придел святого патриарха Тихона.
Церковь была основана князем Григорием Потёмкиным в конце 18-го столетия. Строительство начали по соседству с другим храмом, который впоследствии частично разобрали и присоединили к новому. Работы завершились лишь в 1848 году, когда князя уже давно не было в живых. Сооружение имеет прямоугольную форму и построено в архитектурном стиле ампир.
В апреле 1925 года в храме «Большое Вознесение» своё последнее богослужение совершил Патриарх Тихон. Спустя 6 лет церковь Вознесения Господня закрыли. Помещение переоборудовали под склад тары, а затем под научную лабораторию. Внутреннее убранство было утрачено, старинные иконы уничтожили на месте. В конце 30-х годов разрушили трёхсотлетнюю шатровую колокольню предыдущего храма.
Через 50 лет помещение, которое планировали использовать как концертный зал, отреставрировали, восстановили часть старинных фресок. Однако в 1990 году постройку передали РПЦ и в течение нескольких лет реконструировали. Храм Вознесения Господня освятили во второй раз в 1999 году, возобновились богослужения. В 2004 году на фундаменте снесённой колокольни возвели новую, высотой 61 метр. До 2018 года продолжалась реставрация церкви, была восстановлена настенная живопись. «Большое Вознесение» — объект культурного наследия федерального значения.
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником, / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Перевод: Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, / радости исполнив учеников / обещанием Святого Духа, / по утверждении их благословением / в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.
Еже о нас исполнив смотрение, / и яже на земли соединив Небесным, / вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / никакоже отлучаяся, / но пребывая неотступный, / и вопия любящим Тя: / Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Перевод: Исполнив весь замысел о нашем спасении, / и то что на земле соединив с небесным, / вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, / совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно / и взывая любящим Тебя: / «Я с вами и никто против вас!»
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем е́же на Небеса́/ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию// Боже́ственное вознесе́ние.
Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, соше́дый с Небе́сных высо́т спасе́ния на́шего ра́ди и напита́вый нас духо́вною ра́достию во святы́я и пресве́тлыя дни Воскресе́ния Твоего́, и па́ки по соверше́нии земна́го служе́ния Твоего́ вознесы́йся от нас на не́бо со сла́вою и возседы́й одесну́ю Бо́га и Отца́! В сей я́сный и всесве́тлый день Боже́ственнаго на небеса́ восхожде́ния Твоего́ земля́ пра́зднует и лику́ет, ра́дуется и не́бо Вознесе́нием днесь Творца́ тва́ри, челове́цы славосло́вят непреста́нно, зря́ще заблу́ждшее и па́дшее естество́ свое́ на ра́мо Твое́, Спа́се, взе́млемо и на небеса́ вознесе́нное, А́нгели же веселя́тся, глаго́люще: Кто Сей, прише́дый во сла́ве, си́лен во бра́ни. Сей вои́стину Царь Сла́вы?!
Сподо́би и нам немощны́м, земна́я еще́ му́дрствующим и плотоуго́дия, твори́ти непрестаю́щим, восхо́д Твой на не́бо стра́шный помышля́ющи и пра́зднующе, плотска́я и жите́йская отложи́ти попече́ния и со Апо́столы Твои́ми на не́бо ны́не взира́ти всем се́рдцем свои́м и все́ми помышле́ньми свои́ми, помина́юще, я́ко та́мо на небеси́ горе́ жи́тельство на́ше есть, здесь же на земли́ мы то́чию стра́нники и прише́льцы есмы́, отше́дшия из до́ма О́тча в страну́ дале́чу греха́.
Сего́ ра́ди усе́рдно про́сим Тя, пресла́вным Вознесе́нием Твои́м, Го́споди, оживи́ на́шу со́весть, ея́же ну́жнейши ничто́же есть в ми́ре, возведи́ нас из пле́на сего́ грехо́внаго пло́ти и ми́ра и сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, я́ко да не ктому́ себе́ угожда́ти бу́дем и жи́ти, но Тебе́ Го́споду и Бо́гу на́шему служи́ти бу́дем и порабо́таем, до́ндеже отреши́вшеся от уз пло́ти и проше́дши невозбра́нно возду́шныя мыта́рства, дости́гнем Небе́сных оби́телей Твои́х, иде́же, ста́вше одесну́ю Вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы и все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Единосу́щным и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.