Христос в пустыне – искушения Бога

Иисус Христос в пустыне

Библейский эпизод «Христос в пустыне» подробно изложен евангелистами Матфеем (Мф. 4:1-11) и Лукой (Лк. 4:1-13), кратко упоминается Марком (Мк. 1:13). После Крещения от Иоанна Предтечи Иисус Христос на 40 дней удалился в пустыню. Там Господь постом и молитвой готовил Себя к публичному служению. В последний день к Нему приступил дьявол. Тремя искушениями Он безуспешно пытался соблазнить Иисуса на грех. Сатана стремился сбить Спасителя с предназначенного пути спасения человечества от духовной смерти.

Христос в пустыне
Христос в пустыне, искушаемый дьяволом

Что такое искушение?

В переводе с церковнославянского языка слово «искушение» означает «испытание». В Православии искушением именуется греховный соблазн, спровоцированный злыми духами (нередко через других людей). Это ситуация, когда человек оказывается перед выбором между добром и злом.

Творец создал человека свободной личностью. Если мы желаем быть с Богом, то не будем преступать Его заповеди и усилием воли отвергнем искушение. Когда же мы поддаёмся греховному соблазну, то отдаляем себя от Господа и переходим во власть тёмных сил. Некоторые искушения попускаются Богом, но не для того, чтобы склонить ко злу. А для испытания человека, проверки его духовно-нравственного состояния. Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание христиан на следующий важный момент:

«Бог не только не посылает искушения сверх силы, но и при искушении по силе присутствует, поддерживая нас и укрепляя, если мы сами наперед привнесем должное с нашей стороны: готовность, надежду на Него, благодарность, твердость и терпение» (Творения, том 3).

Преодоление соблазнов духовно закаляет христианина, делает его более стойким в борьбе со страстями. Отвергая искушение, человек доказывает свою любовь и верность Господу. А Тот щедро одаривает свое творение спасительной благодатью. Искушения также помогают христианину смириться, познать свои «слабые стороны» и греховные наклонности. В испытаниях человек лучше всего понимает, над чем ему следует особенно трудиться. Поэтому Святые Отцы призывают нас не только быть твёрдыми в искушениях, но и благодарить за них Бога. Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) учит:

«Господь попускает лукавому врагу искушать христиан, чтобы не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно. Во-вторых, чтобы через искушения смирялись и не высокоумствовали, чему без борения и искушения вражеского люди легко подвергаются. В-третьих, люди через искушения делаются более опытными, искусными и твердыми» («Письма»).

Причины и возможность искушений Христа дьяволом

Дьявол ненавидит Бога и Его главное творение. Именно через искушение нечистый подтолкнул первых людей к грехопадению. Адам и Ева ослушались Творца и съели запретный плод одного из райских деревьев. Так человек разорвал связь с Творцом, впустил в свою жизнь зло, скорби и смерть.

И вот, спустя тысячи лет в наш мир пришёл Спаситель Иисус Христос, призванный вернуть человечеству потерянный рай. Сатана вновь прибегает к искушениям – чтобы совратить Мессию на ложный путь, не дать Ему исправить последствия грехопадения. Однако у тех, кто читает про искушение Христа в пустыне, нередко возникает следующий вопрос. Как лукавый мог соблазнять Самого Господа? Приведём слова преподобного Симеона Нового Богослова:

«Всю Божественную ипостась Свою [Христос] соединил существенно с нашим естеством… Сам Творец Адама непреложно и неизменно стал совершенным человеком» («Собрание творений»).

Иисус Христос является единой Личностью с двумя природами: Божественной и человеческой. Именно на последнюю пытался воздействовать дьявол. Как человек Спаситель мог быть искушаем. Он не согрешил не в силу отсутствия возможности, а по Своему нравственному совершенству.

Если же учитывать Божественное естество Христа, то искушения сатаны представляли собой его борьбу против Сына Божьего с целью сохранить за собой власть над людьми. Ведь Господь воплотился именно для того, «чтобы разрушить дела дьявола» (1.Ин. 3:8) и лишить его этой власти (Евр. 2:14).

Христос в пустыне: первое искушение

Сатана приступил к Спасителю, когда Тот был истощён сорокадневным постом. Поэтому первое искушение Иисуса в пустыне было связано с утолением голода. Нечистый предложил Господу превратить лежащие вокруг камни в хлеба и насытиться ими.

Дьявол рассчитывал, что если Иисус сейчас сотворит для Себя чудо, то сделает это и в будущем. Искупительная жертва Христа не была бы принесена, если бы Он, например, призвал ангельское войско для защиты от врагов или чудом сошёл с креста. Но Господь не поддался соблазну и ответил священными словами ветхозаветной книги Второзаконие:

«Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Таким образом Спаситель показал, что высшую ценность для человека представляют не материальные блага, а духовные. То же самое он позднее скажет в нагорной проповеди: прежде всего необходимо искать Бога и спасения души. А если человек усердно занят поиском главного, то Бог обеспечит его второстепенным (Мф.6:33). Митрополит Антоний Сурожский отмечает:

«В других случаях Христос умножал хлебы для большого скопления людей. Но это было сделано из сострадания и любви. Цель была не в Нём Самом, а в тех людях, на чью нужду Он отозвался. Но в данном случае Ему предлагалось использовать силу, полученную от Бога, для удовлетворения собственной нужды, и Он отказался это сделать».

Согласно богослову Александру Лопухину, это Христово искушение учит нас, что призванное служить духу тело не должно становиться его господином. Дьявол сделал акцент на телесности человека. Господь же указал на то, что человек, прежде всего, существо духовное.

Второе искушение Господа

Затем дьявол попытался искусить Христа гордыней, предложив Ему сброситься с крыши Иерусалимского храма. Нечистый сказал, что Бог не позволит Своему Сыну погибнуть и пошлёт ангелов, которые подхватят Его. Это чудо настолько поразило бы ожидающих прихода Мессии людей, что они сразу поклонились бы Ему.

При этом сатана прибегает к хитрости и «аргументирует» свои слова строками 90-го псалма о том, что Бог защитит каждого, кто на Него уповает:

«Ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».

Спаситель же отвечает:

«Написано также: не искушай Господа Бога твоего».

Эти слова учат, что нельзя относиться к Богу потребительски и с принуждением, действовать наперекор Его Промыслу. Господь отказался делать чудо главным инструментом спасения людей. Иначе это было бы порабощение, никак не влияющее на их нравственное состояние. Больше всего Христос проповедовал словом Истины, взывая к сердцам слушателей. Ведь настоящее спасение является плодом искренней веры и покаяния.

Второе искушение, которому подвергся Иисус в пустыне, также показывает нам, что зло может прикрываться словами Священного Писания, по-своему их трактуя и применяя в неправильном контексте. Поэтому очень важно не просто читать Библию, а стремиться постичь её подлинный смысл.

Христос в пустыне: третье искушение

Тайна Боговоплощения скрыта от дьявола. Поэтому первое время он не мог понять, действительно ли перед ним долгожданный Спаситель. Предложения превратить камни в хлеба и сброситься с храма нечистый начинал словами «Если ты Сын Божий…». Вероятно, лукавый и сам желал убедиться в этом, «провоцируя» Христа на чудо и одновременно желая вызвать у Него тщеславие.

Однако в последнем искушении дьявол резко меняет риторику. Не добившись чудес, он напрямую предлагает Христу поклониться ему, пообещав даровать за это господство над всем миром. Упоминается, что сатана при этом показал Господу все царства мира с высокой горы. Но Спаситель остаётся верным Богу-Отцу и отвечает:

«Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи».

После этого дьявол удалился.

Господь не взял сомнительную власть из рук врага-лжеца, а навеки стал Истинным Царём, исполнив волю Отца и пострадав за людей на кресте. Своим послушанием Он искупил фатальное для всего человечества непослушание наших прародителей, победил грех и смерть. Александр Лопухин отмечает:

«Христос принял образ раба. Он поставил Себе целью не господство, а служение людям» («Толковая Библия»).

Христос в пустыне: чему нас учит искушения Богочеловека?

Евангельское повествование об искушениях Спасителя полезно для нас не только тем, что является одним из свидетельств Его двойственной природы. Отвергнутые Христом соблазны всегда были актуальными для человечества. Христос являет Собой образец сопротивления нападкам тёмных сил. Преподобный Ефрем Сирин наставляет:

«Он [Господь] хочет нам показать сим пример и образец жития, чтобы, в том же упражняясь, избавились мы от злокозненности диавола и достигли вечного Царства Христова» (Творения, том 2).

Апостол Павел говорит о Спасителе:

«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18).

Христос в пустыне не беседовал с дьяволом, а отражал его коварные речи словами Священного Писания. Этим Господь показал нам значимость следования Божественному закону и неразрывную связь Старого и Нового Заветов.

Протоиерей Олег Стеняев отмечает, что неслучайно искушениям предшествовало Крещение Господне:

«Сын Божий, попуская диаволу искушать Себя, показывает нам, что происходит с нами, когда мы бросаем вызов диаволу. А Крещение и есть вызов диаволу, и сразу начинается война, и Господь, идя в пустыню, научает нас тому, как преодолевать соблазны любых диавольских искушений».

Священный сюжет «Иисус и дьявол в пустыне» учит нас, что никто не избежит испытаний, которые необходимы для нашего спасения. Преодолевать их нужно спокойно и твёрдо – защищаясь молитвой, опираясь на Священное Писание и уповая на Бога. Приведём слова преподобного Исидора Пелусиота:

«Если Христос, Бог, вочеловечившийся ради нас, “возведен был Духом в пустыню, для искушения”, то чему же удивляться, что… ты борешься с искушениями? Помни о победе Христовой… По праву мужайся и ты, и, приобретя бесстрастие, преодолевай ранящие душу мечи. И тебе после этой победы будут служить Ангелы… увенчивая тебя как победителя, ибо такова награда мужественно совершающему настоящий подвиг» («Письма»).

Предыдущая запись Молитва от блуда – как избавиться от страсти
Следующая запись Молитва от сглаза ребёнка – вера или магия?