Язычество — это религия прошлого и современная мода

Язычество это форма религии

Язычество  — принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии. В более узком смысле, язычество — политеистические религии. Язычество — это совокупность множества политеистических верований, которые объединяются общими признаками обязательных жертвоприношений, поклонения идолам, магических ритуалов и тому подобного. 

Язычество — религиозная система, возникающая у каждого народа на определённом этапе развития. Практически каждый народ в своё время прошёл через веру во множество богов, силы природы или духов предков.

Человек по природе своей испытывает потребность что-либо обожествлять. При отсутствии чётких представлений о Боге, в древности люди возводили в ранг божеств элементы окружающего их мир. Например, приметные детали ландшафта, природные явления, животных, растения, духов предков и другое.

язычество это
Языческий ритуал в день летнего солнцестояния

Основные черты язычества

Картина мира

Среди древних язычников преобладало мифологическое мировоззрение. В древности человек не отделял себя от природы и одновременно обожествлял её, придавая элементам окружающего мира человеческие черты. У греков обожествлялись человеческие страсти, у славян — природные явления, у индейцев — духи предков. Процесс простой — в суровом и недружелюбном мире человек искал себе союзников и покровителей, которые по характеру походили бы на людей и могли бы помочь им.

Многобожие

Вера во множество разных сверхъестественных сил тоже отражает человеческое сознание древних времён. Боги, объединённые в пантеон, над которым стояло одно верховное божество, повторяли строение общества. Один правитель и множество различных по силе и знаниям людей, которые составляли определённую  структуру, позволяющую управлять населением и государством.

Количество и характер богов в пантеоне постоянно колебалось, изменяясь в соответствии с внешними факторами — политикой, экономикой. Например, язычники нередко перенимали веру в божеств народа-завоевателя. Или, наоборот, завоёванного, но находящегося на более высоком культурном уровне»племени.

Роль человека

Современные неоязычники позиционируют человека как часть природы, изначально идеальное существо. Единственной целью человека называется удовлетворение его естественных потребностей. По их утверждениям, в природе изначально все равны.

Древнее язычество было совершенно иным Да, человек был частью природы, но его целью являлось выживание. Он должен был становиться сильнее, богаче и могущественнее. А уж о равенстве и говорить не приходилось. Человек был букашкой перед богами, его жизнь ничего не стоила. Только удача помогала людям, а эту удачу можно было заслужить только милостью богов. Милость богов, духов и сил природы могла быть получена либо жертвами, в том числе человеческими, либо особыми магическими ритуалами.

Нравственные идеалы

В древние времена язычество было синонимом жестокости. И только мировые религии смогли смягчить нравы людей. Большей частью эта заслуга принадлежит христианству. Во времена, на которые пришёлся расцвет этой религии, правила сила и жестокость. Человеческие жертвоприношений в те времена не были чем-то необычным. Во время засухи или неурожая, чтобы умилостивить богов, в жертву приносили детей. После удачного похода — пленных. Во время ежегодных праздников — сильных воинов. При погребении вождей — их жён и наложниц.

Ярким примером могут служить жертвоприношения индейцев майа в Доколумбовой Америке. Майа сбрасывали жертв в карстовые воронки, к моменту обнаружения их исследователями буквально заваленные  человеческими костями. Также широко известные кровавые ритуалы другой индейской цивилизации,  ацтеков. Этот народ считал, что для движения солнца по небу нужно приносить в жертву человеческие сердца. Ацтеки ежегодно убивали тысячи людей. Другой пример — африканские племена, которые приносили в жертву альбиносов, останки которых потом разбирались на амулеты. В истории любого народа можно найти подобные кровавые пятна.

Магические ритуалы

Основа язычества — магические ритуалы. Любой обряд — это некий ритуал, а заговор — заклинание. Любой ритуал или заклинание — это, по сути, сделка с богом. «Я тебе, Велес, принесу в жертву трёх быков, а ты увеличь мне поголовье скота» или «Я знаю твоё истинное имя, бог-громовержец, исполни мою волю, или я прокляну имя твоё».

Даже идолы, которых вытачивали из дерева и камня древние язычники, служили не только и не столько для поклонения богам. Создавая для бога материальное вместилище и как бы перемещая туда само божество, язычники обретали власть над ним. И уже могли шантажировать его отказом приносить жертвы. 

Разница между язычеством и христианством

Отличий между религиями множество. Первое и главное отличие христианства и язычества — христиане верят в Единого Бога в Троице почитаемого (Отца, Сына, Святаго Духа). В Творца мира, который воплощает собой Любовь и лишён человеческих недостатков (Тринитарный монотеизм). А язычники веруют во множество божеств, каждое из которых обладает своим характером, схожим с человеческим, своими эгоистическими целями и особыми силами.

Не менее важно и проявление веры — христианин должен верить искренне, всем сердцем. Для язычники достаточно внешних проявлений и атрибутов культа. Не случайно от первых христианских мучеников требовали лишь формального, на словах, признания языческих божеств и символических даров идолам. 

Христианин должен постоянно работать над собой, совершенствоваться и очищать свою душу от грехов. Главный вопрос христианину: что изменилось в твоей жизни после принятия веры? А язычник уверен в том, что уже совершенен. Что он должен работать не над собой, а над окружающим миром, исполняя волю божеств. И тем самым завершить работу Творца и поддерживать мировое равновесие.

Современные проявления язычества в России

Неоязычество наших дней — направление, позиционирующее себя как возрождение «исконно русских» традиций и верований. По факту от древнего язычества там осталось немного — только имена богов. Да и те не достоверны. В 980 году князь Владимир Красно Солнышко провёл систематизацию языческого пантеона, желая этим укрепить свою власть. В каждом городе или селе существовали свои божества, свои духи, свои идолы и свои обряды. Те сведения о языческих богах, которые известны нам сейчас — результат искусственной систематизации религии князем. Система это просуществовала всего восемь лет, до Крещения Руси.

Неоязычники используют обрывочные сведения о язычестве дохристианской Руси, дошедшие до нас, переиначивая их на свой лад. Самые активные ходят в «древнерусской» одежде, поминают в речи славянских божеств, справляют языческим праздники, молятся древним богам. Менее активные ограничиваются языческой атрибутикой. Также в язычестве был и остаётся сильным экологический мотив. Идея близости к природе, принцип использования натуральных продуктов и тому подобное. За счёт этого неоязычество для многих является привлекательным.

Родноверие

Основным направлением российского неоязычества XXI стало родноверие. Люди, выбравшие это направление, представляют собой разрозненные общины со своей атрибутикой и капищами. Они увлекаются славянской историей и традициями, используют в повседневной жизни натуральные материалы и выезжают в лес на языческие праздники. По мнению многих светских ученых, богословов и православных священников, родноверие имеет черты секты.

Характерной чертой родноверов является очернение настоящей истории и выдумывание новой истории славянских племён. Тех самых, которые “на самом деле появились намного раньше чем вы думаете!”.

Родноверие довольно популярно в связи со стремлением к избавлению от современной городской суеты и негативного отношения к политике и государственности в целом. Родноверие сочетает в себе единобожие и многобожие. Главный бог — Род, остальные божества — лишь его лики. Добавляет привлекательности этому направлению декларируемое единство человека и природы.

Церковные суеверия

Крупным и массовым проявлением языческого мышления в нашей повседневной жизни можно назвать обрядоверие. Это направление, возникшее, к сожалению, в православной среде. К обрядоверию относится вера в приметы: например, какой рукой свечку подать, сколько раз икону поцеловать. А также принятие церковных обрядов за ритуалы — «я поставлю свечку, а Бог за это мне поможет».

Как сказал святитель Николай Сербский: “Так же как бабочка снова не станет гусеницей и не вернется в оболочку, из которой вылетела, так и нам нет возврата в истлевшую оболочку древней языческой веры”.

Предыдущая запись Святая Троица — история и значение догмата
Следующая запись Пятидесятники — это христиане, секта или кто-то еще?