За что Толстого отлучили от Церкви?

Отлученный гений

Лев Толстой (1828-1910) — общепризнанный гений мировой литературы, Писатель с большой буквы. Большинство его произведений переведены на множество языков мира. Некоторые из них неоднократно были экранизированы, например, «Война и мир», «Анна Каренина». Однако религиозные взгляды и убеждения Льва Толстого послужили поводом к отлучению писателя от церковного общения. С тех пор и до настоящего времени не утихают дискуссии по этому поводу. До сих пор многих тревожат вопросы: за что Толстого отлучили от Церкви? Какие были на то причины? Как писатель относился к Православию?

за что толстого отлучили от церкви
Лев Николаевич Толстой

Что такое анафема?

В Православии существует два основных вида церковного отлучения (исключения из числа членов Церкви). Это малое (временное) и большое (полное) отлучения. Временному отлучению (на определенный срок) от участия в церковных Таинствах подвергаются христиане за нераскаянную греховную жизнь. Например, на 7 лет Церковь отлучала писателя Максима Горького (1868-1936) за попытку суицида.

Строгой формой церковного отлучения является анафема (с греческого — «далеко ставить»). Такому наказанию подвергаются лица, активно и сознательно противостоящие Православию. Это поведение само говорит об их отпадении от Тела Христова. Изначально анафеме подвергались еретики — сознательно уклоняющиеся от истинных догматов веры и предлагающие иной подход к религиозному учению. Полному отлучению сначала предшествуют церковные увещевания (предупреждения) и обличения. Если сознательные искажения и сопротивление православному учению продолжаются, то только тогда провозглашается анафема. Отлучение Льва Толстого от Церкви — именно такой случай.

Следует отметить, что даже при анафеме у человека в течении жизни сохраняется возможность принести искреннее раскаяние в своих поступках. В этом случае анафема может быть отменена.

«Путь к восстановлению благодатного единства с Церковью, как Телом Христовым, лежит только через таинство покаяния» (архимандрит Иов Гумеров).

В Русской Православной Церкви провозглашение анафемы явление редкое. Такое решение принималось только в отношении непримиримых еретических вождей. Такими были новгородские еретики 14 века, исполнявшие ветхозаветные предписания в ожидании пришествия Спасителя. А также за тяжкие преступления по отношению к государству и Церкви. По этой причине отлучены Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I), Степан Разин, Иван Мазепа.

Духовный кризис Толстого

На формировании мировоззрения Льва Толстого сказались несколько факторов. Это и раннее сиротство — ему было 8 лет, когда он остался без родителей. На детскую психику повлияли и суждения друзей-гимназистов об отсутствии Бога. И увлечение книгами эпохи Просвещения, в частности, трудами Жан-Жака Рус­со.

Уже в возрасте 27 лет Толстого посещали мысли об основании новой религии, лишенной чудес, таинственности. А главное — без обещаний будущих блаженств, которые должны быть, по его мнению, достигнуты в земной жизни. Основой веры, по его убеждениям, должна быть не вера в Создателя, не искупительная смерть Сына Божия и Его  Воскресение, а заповеди «общечеловеческой» морали. Именно они способны, как казалось Толстому, привести жизнь в правильное русло, лишённое всяких недостатков.

На жизненном пути Толстой переживал несколько духовных кризисов. Самым сильным из них считается кризис на рубеже 1870-1880-х годов. Известно, что тогда писатель делал попытки привести свою жизнь в согласие с православным учением. Но богослужения, молитва, участие в Таинствах не смогли изменить чувства, что Православие для него чуждо. Свои мысли о расхождении с Церковью Толстой изложил в произведении «Исповедь». Для него Иисус был лишь Человеком, Рождение и Воскресение Которого не может быть спасительным для людей.

Духовный перелом конца 1870-х годов кардинально изменил отношение писателя к Церкви. Все это существенным образом отразилось на последующих произве­дениях, имеющие религиозно-философскую направленность: «Исследование догматического богословия» (1879-1884), «Чем люди живы» (1881), «В чём моя вера?» (1884), «Так что же нам делать? (1886), «Царство Божие внутри вас» (1890-1893). Теперь Толстой говорит о Церкви как о сборище «нестриженных», самоуверенных, малограмотных, «диких» людей. По мнению писателя, священники одурманивают прихожан, совершая религиозные обряды, в которых нет смысла.

Толстой ошибался, он так и не смог найти верный Путь, который есть Истина и жизнь.

Толстовское «Евангелие»

В последние 30 лет своей жизни писатель полностью отвергал любое взаимодействие с Церковью. Толстой не признавал христианских догматов и искал оригинальные способы толкования Священного Писания. Он попытался по-своему интерпретировать Евангелия. Его целью было “освободить” евангельское повествование от какого-ли­бо чуда. В «Евангелии» Толстого отсутствует Воскресение Спасителя, а текст заканчивается Крестной смертью Иисуса Христа. Каждое чудо, совершенное Господом, имеет рациона­листическую трактовку или отрицается по причине якобы поздней вставки. Фактически «Евангелие» от графа-писателя является произвольным изложением собственных мыслей автора.

Сравним трактовки отрывка из Евангелия от Матфея. Синодальный перевод главы 3 стих 5-6:

«Тогда Иерусалим и вся Иудея, вся окрестность Иорданская выходили к нему и крести­лись от него в Иордане, исповедуя грехи своя».

В толстовском варианте этот сюжет описан так:

«И к Иоанну приходил народ из Иерусалима и из деревень ко Иордану, из всей земли Иудейской. И он купал в Иордане всех тех, которые сознавались в своих заблуждениях».

Изменение сакраментального смысла, заложенного апостолом-евангелистом Матфеем, лишает понимания зачем вообще купались приходившие к Иоанну Предтече люди. В подобном ключе Толстой и толкует Библию, искажая ее подлинный смысл.

Бог-Создатель представлен неким безличным началом, Вселенским Разумом. По мнению Толстого, Бог — это духовная сущность чело­века, Которая постоянно развивается и со­вер­­шенствуется. Такое развитие названо приближением личности человека к земному Царству Божию. Подобные толстовские религиозные суждения полностью противоречат православному вероучению. Ведь Православие это вера именно в Бога как в Личность, общение личностей — человека и Господа.

За что Толстого отлучили от Церкви: причины

Отлучению от Церкви всегда предшествуют увещевания, уговоры отказаться от заблуждений. Так было и с Толстым, которому представители Церкви неоднократно указывали на расхождение его идей с христианскими догматами. Однако ни личные встречи с авторитетными богословами того времени, ни беседы со старцами Киево-Печерской Лавры и Оптиной пустыни не смогли переубедить Льва Толстого.

В 1901 году Священным Синодом Русской Православной Церкви было вынесено решение по отношению к писателю. Оно объясняло, за что Толстого отлучили от Церкви. При отсутствии слов «анафема» и «отлучение» было сказано, что Толстой самостоятельно отверг общение с Церковью. В результате он более не член Церкви и не может принимать участие в церковных Таинствах. Если в таком состоянии он умрет, то его тело будет лишено христианского погребения и поминовения. Констатация отторжения от церковного общения зафиксировала полное отлучение от Церкви, что и является анафемой.

Почему Толстого не отлучили от Церкви раньше? По законам Российской империи за антирелигиозную деятельность предусматривалось наказание. Императора Александра III и Синод еще в конце 1880-х годов ряд священнослужителей призывали привлечь Толстого к ответственности и предать его анафеме. Сдерживающим фактором было нежелание «прибавлять к славе Толстого мученического венца».

Поначалу толстовские трактаты на религиозные темы распространялись только в Европе. На территории России они переписывались вручную и не оказывали большого влияния на общество. Значимость в литературном наследии страны сдерживала Церковь принимать радикальные меры в отношении отступника. Однако после публикации романа «Воскресение» церковная позиция по отношению к писателю изменилась. Последней каплей стало кощунственное изображение Таинства Евхаристии в произведении Толстого.

Толстой так и не смог понять тайн Святого Евангелия.

Постановление Синода: за что Толстого отлучили от Церкви официально

Официальное Постановление об отпадении писателя Льва Толстого от Православия было опубликовано в журнале «Церковные ведомости» от 24 февраля 1901 года.  Святейший Синод (высший орган управления Русской Православной Церкви) сообщил русскому народу:

«Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая».

Умер Лев Толстой в 1910 году, не раскаявшись и не примирившись с Церковью. По писателю Синодом было запрещено совершать отпевание и панихиды. Анафема толстого это констатация факта отпадения от Церкви.

Современный интерес к личности и творчеству Толстого

В мире по-прежнему сохраняется интерес к личности графа Льва Толстого и его творчеству. До сих пор не утихают страсти и вокруг отлучения писателя от Церкви.

В 2001 году в Московский Патриархат обратились потомки писателя с прошением об отмене отлучения Толстого от Церкви. Затем в 2010 году подобное прошение поступило от государственного деятеля Сергея Степашина. В обоих случаях был получен отказ. Позиция Русской Православной Церкви по отношению к Толстому остается прежней, так как невозможно отменить отлучение, если человек при жизни был противником православного учения.

В настоящее время некоторые православные христиане задаются вопросом: следует ли изучать произведения Льва Толстого в школах, если писатель был отлучен от Церкви? По мнению священника Георгия Ореханова, необходимо сохранять широту взглядов.

«Да, Толстой – человек, который отбросил от себя Церковь, но даже в этом он остается русским человеком XIX века, даже в этом он остается частью русской культуры. Я, конечно, его замечательные произведения из школьного курса бы не стал ни в коем случае удалять. И в нашей православной гимназии, конечно, «Войну и мир» изучают и «Севастопольские рассказы», но, к сожалению, в школе не изучают «Анну Каренину». Потому что это сложное произведение. Но я считаю, что культурный человек, как бы он к Толстому не относился, но один раз в жизни должен этот роман прочитать».

Предыдущая запись Акафист Семистрельной иконе Божией Матери
Следующая запись Акафист «Избавление от бед страждущих»