Записки о здравии — зачем нужны, как пишутся и подаются

Узнайте все самое интересное и полезное о записках о здравии, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Особая сила соборной молитвы

Храм – это дом Бога на Земле, куда собираются верующие люди для общей  (соборной) молитвы. Иисус Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). Поэтому каждый православный христианин стремиться молитвенно помянуть своих близких не только домашней молитве, но и в храме, где незримо присутствует Бог и благодать Божья.Сделать это позволяют записки о здравии.

Записки о здравии
Записки о здравии

Записки о здравии

В Русской Православной Церкви записки о здравии и упокоении получили широкое распространение. О них знают и их используют практически все. Как люди близкие к православной вере, так и изредка заходящие в храм, чтобы поставить свечи и подать записки. Церковная записка является видом молитвы за живых (за здравие) и за умерших (за упокой). Молитва эта совершается в храме священником и имеет особую благодатную силу.

Записки условно можно разделить на два вида. Первый – те, которые читаются во время совершения Божественной Литургии. Второй тип – те, поминовение имен из которых происходит во время молебнов и панихид.

Записки, читаемые на Литургии, часто называются “на проскомидию”. Во время первой части Литургии, проскомидии, священник вынимает частицы из просфоры и произносит имена из записок. Эти частицы впоследствии будут погружены в Чашу для Причастия со словами:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Такое поминовение очень важно, оно происходит во время Литургии, принесения Спасителем Себя в бескровную Жертву за всех людей.

Второй вид записок – это молитвенное поминовение близких на молебнах и панихидах. Молебны бывают “благодарственные” Господу, а также совершаются перед иконой Богородицы или святого. Так, например, за людей страдающих пьянством и другими зависимостями, часто служится водосвятный молебен перед иконой Богородицы “Неупиваемая Чаша”.

Как правильно писать записки о здравии

Важно понимать, что в Храмах можно поминать только крещеных в православной вере людей. За некрещеных следует молиться дома (по этому вопросу посоветуйтесь в храме со священником).

Лучше всего подать записки до начала Литургии или накануне вечером. Записки следует писать разборчивым почерком, чтобы было проще их читать.

В самом верху обычно начертывается восьмиконечный крест. Далее пишется “за здравие” или “за упокой”. Под этими надписями перечисляются имена крещеных христиан в родительном падеже.

Если в записках присутствуют имена священнослужителей, то нужно написать перед именем сан: например, иерея Димитрия. Перед именами детей до семи лет пишется “младенец”. Также можно упомянуть перед именем: “болящего”, “тяжко болящего”, “путешествующего”, “монаха”, “воина”, “заключенного”. Никакая другая информация о человеке в записках не указывается (должности, фамилии, отчества, степени родства).

Не является поводом для отказа от поминания отсутствие имени в Святцах. Далеко не во всех Православных церквях существует традиция наречение имени в честь святых.

Взять, например, Грузинскую Церковь. Настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца – Патриаршего подворья в Грузинах – протоиерей Федор Кречетов рассказывает, как нарекают имена в Крещении:

“В Грузии в основном имена младенцам в крещении нарекаются в честь святых. Но могут даваться и другие традиционные грузинские имена. Основанием такого обычая можно считать такой факт: 24/11 декабря в Грузинской Церкви празднуется память Всех грузинских святых. Среди них вспоминается и 100 тысяч мучеников, пострадавших от хорезмского шаха Джелал-ад-дина в XIII веке. Понятно, что все имена их не сохранились. И это дает право называть детей именами, которых нет в месяцеслове”.

Записки подавай — молиться не забывай

Важно понимать, что сам факт “подачи” записки не отменяет необходимости самостоятельно молиться за перечисленных на бумаге людей. Священник должен молиться за ваших близких. Но и вы сами непременно должны присутствовать на богослужении и возносить Богу молитву.

Как-то у Паисия Святогорца спросили: 

“– Геронда, некоторые люди пишут записки с именами болящих и рассылают их по разным монастырям для поминовения.

– Это хорошо, но недостаточно. Люди и сами должны молиться и больным говорить, чтобы те тоже молились. Не нужно довольствоваться только тем, что рассылать имена” (Из книги “Слова. Молитва”).

Околоцерковные приметы и суеверия

Заблуждением является мнение, что записками можно “очистить” человека от грехов как бы магически, механически. Это не так. От грехов христианин может очиститься только покаянием, участием в Таинствах Исповеди и Причастия, добрыми делами. Упоминая же близких в записках, мы можем просить Бога преимущественно о том, чтобы человек скорее достиг с помощью Всевышнего такого покаянного состояния.

Или бывает, что человек приходит в храм со злым умыслом и пишет имена живых и здравствующих людей “за упокой” (отпевание). Он сильно ошибается, думая, Бог по этой причине навредит людям. Записки это не магический инструмент, они не работают как заклинание. Таким поведением человек наносит вред только себе, совершая грех.

Бытует мнение, что молитва за человека непременно сбудется, если подать записки сразу в трех, семи храмах (количество разнится). На самом деле сила молитвы зависит не от количества храмов, куда подавались записки, а от воли Бога и вашей искренней и горячей молитвы.

Предыдущая запись Богородичная икона «Экономисса» — история и почитание
Следующая запись Смоленская икона Божией Матери — история чудотворного образа