Заповеди блаженства – содержание и смысл

Что такое заповеди блаженства?

Заповеди блаженства – духовно-нравственные поучения Иисуса Христа, озвученные Им во время Нагорной проповеди. Она была произнесена Спасителем перед людьми на холме в окрестностях галилейского города Капернаум. Это событие описано в главах 5-7 Евангелия от Матфея. В сокращённом виде Нагорная проповедь также излагается в Евангелии от Луки (Лк. 6:12-49).

заповеди блаженства
Нагорная проповедь и заповеди блаженства

Нагорная проповедь содержит основные положения христианского учения. Например, идеи всепрощения, непротивления злу, любви к ближним. Также во время этой проповеди Спаситель научил людей Молитве Господней («Отче наш»). Некоторые выражения из той речи Христа стали крылатыми («соль земли», «свет мира»).

Начинается же проповедь девятью заповедями блаженства. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл называет их декларацией христианских нравственных ценностей:

«Здесь содержится всё необходимое для того, чтобы человеку обрести счастье и полноту жизни».

Блаженство в христианстве

Тем, кто ищет информацию по теме «заповеди блаженства: толкование», необходимо знать, что такое блаженство в христианском понимании. Это высшее состояние человеческого бытия, которое достигается с помощью благодати Святого Духа. Это преодоление своего греховного естества и единение с Богом (обожение). Преподобный Исидор Пелусиот в «Письмах» учил, что основанием блаженной жизни служит «умерщвление страстей, вожделеннее и славнее которого ничто быть не может».

Блаженство – это высшая, истинная радость человека, счастье его как творения быть в гармоничном общении со своим Творцом. Изначально человек находился в единении со Всевышним. Однако грехопадение построило между ними преграду. В нашу жизнь вошли зло и страдания. Бог воплотился и в страданиях искупил грехи человечества именно для того, чтобы нам вновь стало доступно блаженство общности с Ним.

Заповеди блаженства с объяснениями

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Под духовной нищетой подразумевается смирение и осознание своего истинного греховного состояния. Победить грех и обрести спасение возможно только при помощи Божьей благодати. А она даётся только смиренным людям. Чтобы принять в себя Святого Духа, человеку нужно освободиться от гордыни и эгоизма, которые мешают покаянию. Смирение – это не слабость, униженность или забитость. Это великая духовная сила, которая преображает и спасает душу человека.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Если человек переносит страдания со смирением, то он духовно очищается и приближается к Богу. Также слёзы могут быть результатом покаяния человека, его осознания собственной греховности и отчуждённости от Бога.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Подлинную кротость нельзя путать с приниженностью и слабостью. Кротость – это спасительный плод смирения, любви к ближнему. Это покорность Богу, терпение и великодушие, которые свойственны только духовно сильному человеку.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Господь учит нас, что ни человеческое счастье, ни духовное блаженство невозможны без правды. Отец лжи – дьявол. Грехопадение Адама и Евы было совершено под влиянием его лжи. И если она есть в нашей жизни, значит, мы служим злу. Высшая правда, Истина – это Христос. Служение правде и поиск Истины приближают человека к Богу.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Господь призывает нас совершать для ближних дела любви. Они уподобляют человека Богу. Милостивые люди будут оправданы на Страшном Суде. Те же, кто не творил добрых дел, оправдаться не смогут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Эта заповедь учит нас, что Богопознание возможно только для чистого сердца. Господь не открывается грешнику. От Бога нас отдаляют не только греховные поступки, но даже дурные мысли. Человек с нечистой душой является потенциальным совершителем видимых грехов. Поэтому христианину необходимо следить за своими помыслами.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Господь не только предостерегает от ненависти, но и призывает освобождать от неё других людей. Православным христианам следует утверждать вокруг себя дух любви и согласия. Подлинное миротворчество нередко оборачивается для миротворца скорбями: непониманием, осуждением, хулой и т.п. Поэтому эта добродетель требует самопожертвования и мужества. Тех, кто выстоит до конца, Господь назовёт Своими сынами.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Спаситель призывает нас к стойкости и говорит, что преданные правде обязательно обретут утешение в Вечной жизни. Путь настоящего христианина – это путь воина Христова, который готов пострадать за Истину. Он всегда будет победителем, поскольку Бог и правда сильнее дьявола и лжи.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Последняя заповедь блаженства говорит о высшем христианском подвиге – готовности отдать свою жизнь за веру в Христа. Этот подвиг называется мученичеством. Мученик становится самым сильным свидетельством истинной веры для других людей. За это он получает высшую награду от Бога. Мученик уподобляется распятому Христу, который своей смертью искупил грехи человечества. Раннехристианский богослов Тертуллиан писал:

«Кровь мучеников есть семя христианства» («Апологетик»).

Заповеди Ветхого и Нового Заветов

Как связаны ветхозаветные 10 заповедей и новозаветные 9 заповедей блаженства? Первые были даны Богом еврейскому народу во время его Исхода из Египта. Пророк Моисей получил заповеди на горе Синай. Патриарх Кирилл отмечает, что это был

«некий минимум личной и общественной морали, без соблюдения которого утрачиваются устойчивость человеческой жизни и общественных отношений».

Христос родился в то время, когда народ Израиля во многом утратил подлинное понимание Закона Моисея. Изначально краткие и понятные Божественные предписания с веками обросли многочисленными второстепенными правилами. Бытовые и обрядовые нормы постепенно заслонили собой суть Откровения.

Заповедями блаженства Господь отнюдь не отменяет закон Моисея: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Спаситель напоминает людям о самом главном, а также обновляет и дополняет содержание ветхозаветного Закона. В Иисусе Христе воплотилось максимальное и подлинное исполнение Закона и его преодоление. Христос явил нам идеал праведной жизни и совершил всё, что предсказывали о Нём ветхозаветные пророки. Он расширил и возвысил смысл заповедей Ветхого Завета, указав людям путь к совершенству. Вот что об этом пишет архиепископ Феофилакт Болгарский:

«Христос исполнил все заповеди Закона, ибо не сотворил беззакония и не было лести в устах Его. Он исполнил Закон и в другом отношении, то есть восполнил его, ибо Он полно начертал то, чего Закон дал только одну тень. Подобно живописцу Он не изглаждает первоначального рисунка, но дополняет его» («Толкование на Евангелие от Матфея»).

Профессор богословия Александр Лопухин в «Толковой Библии» пишет:

«Иисус Христос наполнил и исполнил ветхозаветный закон совершенно Своей собственной личностью, жизнью, Своим учением, где разъяснил абсолютные истины религии и всеобщие принципы нравственности. При таком исполнении осталось неприкосновенным все, что имело прочную ценность и значение в ветхозаветной религии».

Уникальность и значимость заповедей блаженств

Христос призывает людей к совершенно новому уровню духовной жизни. Заповеди блаженства учат уже не тому, как уберечь душу от греха, а тому, как наполнить её Святым Духом. Это призыв к добродетелям, к совершенствованию и спасению.

Священник Константин Галериу отмечает, что Моисеев Закон во многом был перечнем запретов, которые помогали человеку не упасть вниз, во зло. Заповеди же блаженства «указывают противоположный путь – вверх». Они помогают человеку взойти к Богу и вечной жизни. Также священник обращает наше внимание на то, что Моисеев Закон был дан лишь одному богоизбранному народу Израиля. Именно в нём должен был родиться обещанный Спаситель. Новозаветные же заповеди Христос даёт для всего человечества.

Моисеев закон и блаженства Евангельские были даны на горе, что символизирует откровение свыше. Однако ветхозаветные заповеди по грехам людей были открыты им через пророка и в грозных обстоятельствах – во время грома и молний (Исх. 19:16). Заповедям же блаженства люди были научены лично от Господа. Это откровение было не суровым, а исполненным любви и кротости Бога, Который ради нас стал человеком.

Итак, заповеди Нагорной проповеди можно назвать «нравственным прорывом» в истории человечества. Они позволили человеку обрести некогда утраченное блаженство единения с Богом. Доктор богословия Алексей Осипов отмечает:

«Заповеди, данные через Моисея, – это некий барьер, ограда на краю пропасти, удерживающее начало. А блаженства – открытая перспектива жизни в Боге. Но без исполнения первого второе, конечно же, невозможно. 

Заповеди блаженства – это изображение красоты свойств того человека, которого апостол Павел называет новым. Не отменяя ветхозаветные заповеди, они возводят сознание человека к истинной цели его бытия: Бога узрят, ибо блаженство есть Сам Бог».

Предыдущая запись Молитва “Троеручице” — как молиться Богоматери
Следующая запись Кто такой сатана и откуда он появился