Православная Церковь почитает пророка Иоанна как величайшего святого (после Девы Марии). Церковь именует его Предтечей Христа, поскольку Иоанн был ближайшим предвозвестником прихода Спасителя. Слово «предтеча» имеет старославянское происхождение и буквально переводится как «впереди идущий» («течь» = «идти»). Также пророка называют Крестителем, ведь именно от него Христос принял Крещение в реке Иордан перед началом Своего публичного служения. Житие Иоанна Предтечи и анализ происхождения праздников в его честь помогут нам подробнее узнать личность пророка.
Будущий креститель Христа родился в древнеизраильской Галилее в самом начале 1 века нашей эры. Родителями Иоанна были священнослужитель Захария и его благочестивая супруга Елизавета.
Когда Дева Мария родила в Вифлееме Иисуса Христа, Иоанну было полгода. Правитель Галилеи Ирод Великий видел в Богомладенце угрозу своей власти и решил убить Его. Царь велел казнить всех младенцев возрастом младше 2 лет из Вифлеема и окрестностей, надеясь, что среди них будет Иисус. Однако земные родители Христа, Мария и Иосиф, были предупреждены Богом об опасности и временно скрылись с Сыном в египетских землях.
Апокрифическое (неканоническое) Протоевангелие Иоанна повествует, что Иоанну тоже угрожала смерть от Ирода, но он был спасён матерью, бежавшей с ним пустыню. Захария отказался выдать воинам царя местонахождение семьи и был убит в храме. Его сын вырос в пустыне. После смерти матери, хранимый Богом, Иоанн продолжал отшельническую жизнь, постом и молитвой готовясь к предстоящему служению.
В 30-летнем возрасте (рубеж духовного совершеннолетия у древнееврейских мужчин) Иоанн вышел на проповедь, которая должна была подготовить людей к приходу Спасителя. Пророк призывал их к покаянию и добродетелям, а также крестил в реке Иордан во очищение от грехов (Иоанново крещение ещё не было христианским, подробнее об этом будет сказано ниже).
У Иоанна крестился и сам Господь перед тем, как приступить к публичному служению. Безгрешный Христос сделал это по своему смирению, чтобы показать людям значимость исполнения Божественных предписаний. Пророк Иоанн первым объявил людям, что Иисус – Сын Божий, долгожданный Спаситель человечества.
Евангельское житие Иоанна Предтечи рассказывает, что он бесстрашно обличал закоренелых грешников. Среди них был и царь Ирод Антипа (сын Ирода Великого). Он оставил свою законную жену и стал сожительствовать с супругой своего сводного брата Филиппа – Иродиадой (она также была племянницей братьев). Ирод Антипа заключил своего обличителя в темницу. Вскоре по желанию возлюбленной правителя, Иродиады, Иоанн был казнён.
Православной Церковью установлено 7 празднеств в честь пророка Иоанна Предтечи.
6 октября – Зачатие Иоанна Предтечи. Захария и Елизавета долгое время оставались бездетными, но горячо молили Бога о даровании ребёнка. Когда супруги уже были в преклонном возрасте, Захарии в храме явился архангел Гавриил. Он возвестил священнику о скором рождении сына и велел назвать его Иоанном. Захария вначале не поверил словам ангела, за что был наказан временной немотой.
Известно, что праведная Елизавета приходилась Деве Марии дальней родственницей. Когда Мария навестила Елизавету, та исполнилась Святым Духом и первая поприветствовала Её как Божью Матерь. Иоанн же радостно взыграл в утробе Елизаветы.
7 июля – Рождество Иоанна Предтечи. И вот, будущий пророк родился. Люди пока не знают о приходе Божьего избранника, и он радует лишь свою родню. Родители Иоанна Крестителя дали ему имя на 8-й день после рождения, во время ритуала обрезания. Дар речи вернулся к Захарии, когда он, нарекая сына, публично написал его имя на дощечке.
11 сентября – Усекновение главы Иоанна Крестителя. В воспоминание насильственной смерти праведника Церковь в этот день установила строгий пост. Евангелие повествует, что во время царского пира дочь Иродиады (от Филиппа) Саломия настолько угодила Ироду своим нескромным танцем, что тот публично пообещал выполнить любую её прихоть. Иоанн в то время уже находился в заключении. Мать Саломии настолько ненавидела его, что подговорила дочь потребовать казни пророка. Более того, Иродиада захотела, чтобы ей принесли голову Иоанна. Ирод, хотя и не желал смерти пророку, всё же не решился нарушить обещание и приказал отсечь праведнику голову.
9 марта (в високосные годы – 8 марта) – Первое и второе обретения главы Иоанна Предтечи. Иродиада выбросила главу убитого праведника. Но благочестивая жена одного из царских придворных тайно погребла святыню в глиняном сосуде. Спустя много лет участком со спрятанной главой пророка стал владеть благочестивый сановник Иннокентий. Он начал строительство церкви на этом месте. В ходе земляных работ в 4 веке случилось первое обретение главы пророка, сопровождаемое знамениями (чудесными знаками).
После смерти Иннокентия святая реликвия была перевезена в Византию и вновь оказалась утерянной. Господу было угодно, чтобы на месте тайного нахождения главы пророка был основан монастырь. В середине 5 века настоятелю обители явился Иоанн Предтеча и открыл, где лежит его глава. Благодаря этому чудесному событию случилось второе обретение святыни.
7 июня – Третье обретение главы. Реликвия хранилась в Византии, но в период иконоборческих гонений вновь была сокрыта. В середине 9 века, после утверждения иконопочитания, патриарху Игнатию было видение о месте пребывания главы пророка Иоанна. При участии императора произошло третье чудесное обретение святыни.
25 октября – Перенесение честной десницы (правой руки) Иоанна Предтечи из Мальты в Гатчину. Эта реликвия вместе с другими христианскими святынями в 1799 году была подарена мальтийскими католическими рыцарями императору Павлу I в знак благодарности за помощь России в войне с французами. Некоторое время дары хранились в Гатчине, но затем были перенесены в Петербург.
20 января – Собор Иоанна Предтечи. Этот день Иоанна Крестителя празднуется сразу после Крещения Господнего, напоминая нам о том, кто его совершил. Слово «собор» в названии праздника подразумевает соборную молитву православных христиан к великому пророку Иоанну Крестителю.
Иоанн Креститель почитается Церковью выше не только других пророков, но и всех святых (кроме Богоматери). Величие Иоанна заключается в том, что он подготовил еврейский народ к приходу Спасителя. Предтеча завершил историю Ветхого Завета и подвёл людей к Завету Новому. Ветхий Завет пророчествует об Иоанне:
«Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3:1).
Андрей Критский в «Каноне на Рождество Иоанна Предтечи» называет его «пророков пределом» и «началом апостолов». Господь же говорил:
«Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11).
Пророк Иоанн вывел иудейский священный обряд омовения (давно превратившийся в формальность) на совершенно иной уровень. Предтеча напомнил людям, что главным является внутреннее омовение человека, его духовное очищение, исправление грешной жизни. Таким образом, Иоанново крещение раскаявшихся грешников стало прообразом христианского Крещения, в котором человек умирает для греха и рождается в жизнь во Христе:
«Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16).
Позже Иоанн покажет народу Христа во время Его Крещения:
«Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1:29).
Событие сопровождалось чудесными знамениями: под видом голубя на Христа сошёл Святой Дух и был слышен голос Бога Отца с неба:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16).
Величие Иоанна состоит и в том, что он сознательно умалил себя, уступая место пришедшему Христу:
«Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30).
Священник Роман Савчук отмечает:
«В отличие от ветхозаветных пророков его образ не возрастает по мере ревностного служения, а словно затихает. Так должен постепенно умирать всякий индивидуализм в человеке по мере его приближения ко Христу. Вот и умаление Иоанна Предтечи в конечном итоге заканчивается немыслимым для человека исповеданием величия его личности: Сам Господь называет его большим из всех когда-либо рожденных женами».
Тропарь Рождеству Иоанна Предтечи
Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя:/ непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.
Перевод: Пророк и Предтеча пришествия Христова, достойно восхвалить тебя не можем мы, с любовью почитая тебя; ибо бесплодие родившей и немота отца окончились славным и священным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия миру возвещается.
Кондак Рождеству Иоанна Предтечи
Пре́жде непло́ды, днесь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и той есть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник вку́пе и Предте́ча.
Перевод: Прежде неплодная в сей день Христова Предтечу рождает, и он – исполнение всякого пророчества. Ибо на Того, Кого пророки предвозвестили, он, во Иордане руку возложив, явился Слова Божия пророком, провозвестником и вместе – Предтечей.
Величание Рождеству Иоанна Предтечи
Велича́ем тя, Предте́че Спа́сов Иоа́нне, и чтим е́же от непло́дове пресла́вное рождество́ твое́.
Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.
Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.
Кондак Усекновению главы Иоанна Предтечи
Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное;/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие./ Да рыда́ет у́бо Ироди́а,/ беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.
Перевод: Предтечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы он и пребывавшим во аде возвестил о пришествии Спасителя. Да восплачет же Иродиада, беззаконное убийство испросившая: ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь, но обманчивую и временную.
Величание Иоанну Предтече на Усекновение главы
Велича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// усекнове́ние.
Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе́ прибега́ю не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.